База отдыха ОНЮА. Фото nashigroshi.org
Президент ОНЮА, нардеп Сергей Кивалов не видит в столь масштабной трате средств ничего плохого. «Без нормальной организации отдыха студентов и преподавателей вуз не будет вузом, это во-первых, — говорит он. — Во-вторых, это не такой уж и дорогой проект, как хотят показать. В-третьих, мы тратим на него средства, которые заработали сами, не бюджетные. Сейчас мы должны подрядчику 43 млн грн».
«С пафосом» расходует деньги Одесская железная дорога. 7 и 8 декабря предприятие заключило договоры с физлицами о приобретении у них семи квартир общей стоимостью 4 млн грн. Все квартиры весьма недешевые: к примеру, одна из них общей площадью 62,7 кв. м и жилой 19,4 кв. м обошлась ОЖД в 996 тыс. грн. Цена «квадрата» — почти 15 тыс. грн ($1875), то есть речь идет не о социальном жилье, а об элитном новострое. В пресс-службе железной дороги нам пообещали прокомментировать эту сделку позже.
Отметилась интересными тендерами и областная администрация. В июне здесь запаслись 170 нагрудными «знаками отличия губернатора». Они сделаны из чистого золота (единственные золотые государственные награды - ордена «Золотая звезда» и Державы, которые вручаются Героям Украины) и стоят каждый 1,5 тыс. грн. А в августе подчиненные Эдуарда Матвийчука купили у киевского завода 119 механических часов с гербом Одесчины. Средняя стоимость одного прибора — 1300 грн. Летом руководитель области по поводу этих расходов заявил «Сегодня»: «Ничего предосудительного тут нет. Могут пойти разговоры, что эти деньги лучше отдать на медицину, образование. Но все надо оценивать в сравнении. На образование было выделено в этом году 155 млн грн. 238 тыс. На фоне этой цифры упомянутая вами — капля в море».
Еще один сомнительный конкурс провел Одесский театр оперы и балета – на ремонт театральных мастерских. Работы стоимостью 8,5 млн грн ведет дочернее предприятие «Санта-Юг». Начальник облуправления охраны памятников культурного наследия Наталья Штербуль утверждает, что имела негативный опыт работы с фирмой «Санта-Юг», владельцем которой, кстати, является экс-депутат облсовета от СПУ Александр Зелинский.
«В 2005 году они были генподрядчиками реконструкции самого здания Оперы, — вспоминает чиновник. — Получили из госбюджета аванс — 10 млн грн., — после чего... разорвали контракт с нами и ушли. Мы полтора года судились и в конце концов заставили компанию выполнить работы на эти 10 млн. Естественно, доделывали театр другие люди. Поэтому я, мягко говоря, удивлена результатами этого тендера».
Однако директор театра Надежда Бабич считает, что никаких оснований для тревоги нет: «С ситуацией, о которой вам рассказала Наталья Анатольевна, я не знакома, но могу сказать, что «Санта-Юг» соответствует всем условиям конкурса. Кроме того, лет 6 назад «Санта-Юг» участвовала в ремонте Филармонии, и претензий к ним не было».
ВЫИГРЫВАЮТ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В ДОЛГ
Проанализировав результаты тендеров, мы пришли к выводу, что чаще всего в них побеждают одни и те же компании. Некоторые прямо или опосредовано связаны с представителями власти.
К примеру, дороги в Одессе и области в основном ремонтирует компания «Ростдорстрой», входящая в инвестгруппу «Рост», гендиректор которой — депутат горсовета Юрий Шумахер. Лидер по строительным и ремонтным подрядам в регионе — холдинг «Инкор», принадлежащий экс-депутату Руслану Тарпану. «У нас есть одно определяющее преимущество: в условиях дефицита и задержек финансирования при реализации госпроектов компании, входящие в «Инкор», сначала вкладывают свои средства, а потом ждут, пока государство сможет рассчитаться», — прокомментировала успехи холдинга его пресс-секретарь Елена Лебеденко. А ОГА недавно купила несколько машин «Тойота» представительского класса у компании «Инжпроект», которую основал замгубернатора Петр Хлыцов (об этом идет речь в его автобиографии). Сам Хлыцов утверждает, что с 2007 года никак не связан с «Инжпроектом».
«МЫ НЕ МОЖЕМ НЕ БРАТЬ ОТКАТЫ – ИНАЧЕ ПОСТРАДАЕТ ДЕЛО»
Юрист Александр Иванов раскрыл нам некоторые схемы того, как чиновники и связанные с ними коммерсанты греют руки на тендерных процедурах: «В большинстве случаев руководитель организации, которая проводит конкурс, подгоняет его условия таким образом, чтобы победила «нужная» фирма. За это он получает определенную мзду. Примерно в 60% случаев, стоимость товаров или услуг завышается, — поясняет специалист. — Скажем, нужно построить дом. Себестоимость — $1 млн, но в смете подрядчик записал 1,3 млн, которые и поступают из бюджета. Разница между реальными затратами и «капнувшей» на счета фирмы суммой делится поровну между бизнесменами и чиновниками. Правда, это самый рискованный вариант, поскольку его легче всего выявить правоохранителям. Куда безопаснее написать в смете адекватную стоимость, а потом просто сэкономить, использовав более дешевые материалы или недоплатив рабочим. Третья схема касается расходных материалов — щебня, бетона, битума, канцелярской бумаги и т. д. Проверить, сколько чего реально ушло, скажем, на ремонт дорог, невозможно. По всем документам проходит один объем, на деле же меньший».
В свою очередь, бывший руководитель одного из городских КП заявил «Сегодня» на условии анонимности, что провести «чистый» тендер в Украине невозможно в принципе: «Начальнику управления, директору государственного или коммунального предприятия не дадут бюджетных денег, если он потом не принесет откат. Так что, если хочешь развивать отрасль или предприятие и нужны деньги на закупку чего-то - будь добр принести часть от выделенной суммы», - рассказывает он.
Источник