Кто построит трассу Одесса-Рени и сколько это стоит
Почему трасса Одесса-Рени так нужна Михаилу Саакашвили, сколько она будет стоить и хватит ли денег закончить проект. Колонка куратора проекта по реконструкции трассы Одесса-Рени в Одесской ОГА Георгия Зубко на Лига.нет.
На прошлой неделе в Одесской области начался ремонт автодороги Одесса-Рени. Конечная цель - "прорубить" транспортный коридор в Европу и привлечь инвесторов. Глава Одесской государственной администрации Михаил Саакашвили не раз говорил, что будущее региона начинается именно с этой дороги. Почему она так важна для южного губернатора, рассказал Георгий Зубко, куратор проекта по реконструкции трассы Одесса-Рени в Одесской ОГА.
Стоит отъехать на несколько десятков километров от Одессы в сторону города Рени, как дорога превращается в направление. Этой весной трасса стала рекордсменом по ямам. Даже на выезде из города можно видеть, как по дорожному полотну гуляют "волны" - асфальт очень сильно продавлен, так, что машины дают крен, как суда во время шторма. Из 295 километров дороги Одесса-Рени только шесть (!) не нуждаются в ремонте, а в крайне аварийном состоянии 60 км.
объездная дорога Рени.JPG
Много лет автостраду никто капитально не ремонтировал. В 2012 году Кабмин после обращений местных властей выделил 81 млн грн на ремонтные работы, но большая часть денег так и не дошла до освоения. Три года почти ничего не делали - ограничивались мелкими ремонтами.
Никто не обращал внимания на главный транспортный узел области, потому что ни один чиновник не рассуждал стратегически, с расчетом на несколько лет, а то и десятилетия.
Эта трасса должна связать Одессу, Болград и Рени, став мощным транзитным коридором на Румынию и в Молдову. Это нужно, чтобы перевести торговые потоки из Китая в Азию: Азербайджан, Грузия, Одесса, а дальше Румыния - в ЕС. Южная Пальмира должна играть международную экономическую роль - быть мостом между востоком и западом.
Поэтому уже сейчас начато капитальное строительство объездной вокруг города Рени - такой масштабной реконструкции местные жители не видели давно. Еще немного - и город, по узким улочкам которого сегодня ползут махины фур, затрудняя движение как грузов в ЕС, так и местного транспорта, свободно выдохнет.
Мост у поселка Маяки.jpg
Второй этап - ремонт магистральных мостов. Скажем, у поселка Маяки на мосту было три большие дыры в бетонном покрытии. О каком движении тяжелых грузов могла идти речь, если легковушки передвигались там на свой страх и риск? 10 октября ремонт моста был закончен и движение по нему возобновилось.
Кроме того, в этом месяце получен проект реконструкции всей трассы Одесса-Рени. Была проделана огромная работа, проведен анализ всех повреждений на трассе и рассмотрена возможность нового обустройства придорожной территории. В итоге будет осуществлена полная замена покрытия, вплоть до основания дороги, причем общая толщина покрытия увеличится с 40 до 50 см.
Проект состоит из 50 лотов - каждая автостроительная компания может претендовать на 5 км автострады. На конкурс привлекаются как государственные, так и частные компании, причем иностранные - турецкие, азербайджанские, итальянские - с большим опытом работ.
Разбивка на лоты позволит уйти от коррупционной составляющей: нельзя получить один проект на всю трассу и весело "пилить" госденьги, наоборот - качество и подход компаний можно будет тщательно проконтролировать и, соответственно, сделать вывод на следующий конкурс.
Еще одна хорошая новость - с октября на строительство дороги начинают идти поступления от Одесской таможни, что стало возможным благодаря снижению плана сборов (3 сентября ВР приняла закон, предусматривающий перечисление 50% суммы перевыполнения поступлений таможенных платежей на реконструкцию дорог. - Ред.). Уже выделены первые 115 млн грн.
Мост у поселка Маяки.jpg
Предварительная смета стоимости всей реконструкции уже есть, но окончательные цифры будут известны после проведения торгов. Если обрисовать масштабы, то в целом стоимость проекта - несколько миллиардов грн (ранее Укравтодор оценивал ремонт дороги М-15 Одесса-Рени в 2,1 млрд грн. - Ред.).
Для нас главное, что все смогут увидеть размер так называемого коррупционного налога - разницу между честным фактическим предложением и теоретическими расчетами.
Если говорить о привлечении дополнительного внешнего финансирования, сейчас ведутся переговоры с западным инвестором, а пока договоры не заключены, проект будет финансироваться за счет таможни.
Все это позволяет мне сказать, что меня радует системный подход в Одесской ОГА. У команды нет слов "нет", "не могу", "невозможно" и т.д. Есть вектор развития, который задает Михаил Саакашвили. Причем этот вектор не пустословный, когда что-то пообещали и благополучно забыли.
По сути, это обычная работа со стратегией в любом бизнесе. Но в Украине при госуправлении никто не применял такие подходы - разбивка заданий и четко выписанные планы с реализацией.