История Чумной горы или Как в Одессе бушевала эпидемия смертельной болезни, - ФОТО

Искусственный холм, который в народе называют "Чумкой", расположен на улице Водопроводной. Многие знают, что под этой горой похоронены жертвы эпидемии чумы, однако не всем известны подробности ее появления. Журналист 048.ua узнавал, как жила Одесса во времена страшной болезни. 

Впервые чума была обнаружена в Одесском порту в 1797 году, но в город тогда не прорвалась. Все началось с того, что в порт прибыло судно "Святой Николай". Его еще не начали разгружать, как в кубрике скончался матрос. Когда карантинный врач, осмотрев тело, произнес роковое слово "чума", капитан с экипажем покинули судно и бежали на шлюпках в Константинополь. По приказанию властей "Святой Николай" был выведен на рейд и сожжен со всеми товарами.

Сорок дней держали в карантине людей, приезжавших из стран, где вспыхивали моровые заболевания. 

Существовал карантин и в Одесском порту со дня его основания. И все же чума обрушилась на Одессу. 

Это произошло в 1812 году, в начале наполеоновского нашествия. Как и вся страна, Одесса была охвачена огромным патриотическим подъемом. В городе формировались отряды добровольцев, шел сбор пожертвований на нужды действующей армии. Именно в эти дни, когда помыслы одесситов были направлены на помощь родине, произошло насторожившее всех событие: в "Театральном доме" умерли три, а затем еще две женщины. Вскоре в городе скончались еще несколько человек. 

Внезапный рост смертности (в соседней Турции свирепствовала чума) побудил градоначальника собрать всех одесских врачей.

- "Виной всему "неумеренный образ жизни", - заявил один.

- В городе свирепствует "гнилая лихорадка", - утверждали другие.

И вдруг прозвучало категорическое "Господа, это чума". Такой диагноз поставил главный врач Одесского карантина Ризенко.

С каждым днем смертность росла. Город замер. Лавки, театр, церкви, присутственные места были закрыты. Жителям строжайше запретили выходить из домов. 

Одессу разделили на 15 участков. Провизию жители получали через окна, при этом деньги опускались в сосуд с уксусом, служившим в те годы дезинфицирующим средством. 

По городу ходили мортусы (погребальщики). Они появлялись в черной просмоленной одежде и в таких же рукавицах, в масках с вытянутой носовой частью, куда клали тертый чеснок - еще одно дезинфицирующее средство.

Вооруженные длинными шестами с крючьями и арканами, мортусы выволакивали больных из квартир и клали на телеги.  Каждая имела свой флаг. Под белым флагом увозили заболевших без явных признаков чумы, под красными - зачумленных и под черными - мертвецов.

Врачи в эти дни делали все возможное для спасения людей. При этом заражались сами и умирали. Известен, например, такой случай. Врач Кирхнер заболел чумой. Вышеупомянутый Ризенко, желая спасти коллегу, вскрыл ему опухоли, но при этом сам заразился и скончался.

Одесса была отрезана от всего мира. По рекам Южному Бугу, Днестру, Кодыме и по сухопутной границе с Подолией установили кордон. Порт закрыли.

Чума свирепствовала до конца года. Из 20 тысяч жителей Одессы заболело 4038 и умерло 2632: каждый восьмой житель города. 

Всех погибших хоронили далеко за городом, в степи, на отдельном чумном кладбище. Впоследствии сюда начали вывозить городской мусор. На первый взгляд, это может показаться пренебрежением к памяти погибших. Но дело обстояло не так: надо было создать над кладбищем высокую насыпь, чтобы инфекция не проникла из-под земли. 

Через некоторое время вблизи чумного кладбища стали селиться тряпичники. Вот что писали о них: "Не из-за золотых россыпей, а из-за дряни, мусорных куч собирались они. На большом качающемся решете они отсеивали мусор, и на решете оставались... куски угля, кожа, кости, тряпки, бумажки, обои, стекло, железо, осколки посуды. Женщины поодаль сортировали снятое с решеток и издавали радостные возгласы при счастливой находке".

Так вырос над могилами холм, который стали называть "Чумной горой", "Чумкой".

Чума неоднократно поражала Одессу на протяжении всего 19 века. Правда, эпидемия не достигала таких грозных масштабов, как в 1812 году. Но не всегда принимались все меры для предотвращения опасности. 

Так, например, произошло в 1837 году, когда в порту бросила якорь прибывшая с Дуная шхуна "Самсон". Шкипер Алексеев заявил служащим карантина, что по пути в Одессу скончалась его жена. 

"Вот уже седьмой день она лежит в каюте, никто не решается туда зайти: опасаются чумы", - добавил шкипер. 

Однако врачи, не выясним причины смерти женщины, разрешили разгружать шхуну. 

Вскоре заболели три матроса, затем чума проникла в порт и наконец - в город, особенно поразив его предместья - Новую Слободку, Раскидайловку, Молдаванку. 

Может быть, врачи просто ошиблись, не распознав признаков чумы. Но, вероятнее всего, здесь главную роль сыграли интересы купцов, стремившихся поскорее получить доставленные "Самсоном" товары. 

В 1837 году от чумы в Одессе умерли 108 человек. 

Читайте также: Тайны окрестностей Одессы: каким был Хаджибейский лиман в прошлом, - ФОТО