Брокеры и экспедиторы вновь жалуются на заторы в портах — в первую очередь на таможне застряли контейнеры с мебельной фурнитурой и метизами (шайбы, гайки и прочие крепежные детали).
По их словам, пока контейнеры простаивают, таможенники ищут поводы для получения взяток.
«Даже при идеально оформленных документах приходится «благодарить» чуть ли не каждого таможенника, — говорит одесский брокер Вячеслав Н. — В отличие от прошлых лет, таможенники даже не намекают на взятку. Однако без мзды ни один груз растаможить не удастся — на каком-то этапе рано или поздно возникнут проблемы». По его словам, «модных» брокерских фирм, которые брались растаможивать любой груз за вознаграждение, уже нет: «Эти фирмы ушли, а проблемы остались. Например, если не дашь нужному инспектору $50—100 «в знак признательности», твой контейнер могут по нескольку раз направить на дополнительное взвешивание или экспертизу товара. При этом придется платить за выгрузку и разгрузку. Теряется время, идут штрафы и приходится платить за простои в порту. В итоге стоимость груза может повыситься на несколько тысяч долларов. Дешевле дать взятку».
«На Южной таможне тормознули десятки контейнеров с импортом — метизами и разобранной мебелью, которые должны были уехать в другие регионы. Причины таможенники не объясняют, контейнеры стоят в портах Одессы, Ильичевска и Херсона. Причем, инспекторы намекают, мол вопрос надо решать не на месте, а в Киеве. Говорят, что эту искусственную пробку создали для того, чтобы увеличить объем взяток с брокеров», — рассказал нам одесский экспедитор Игорь Демерджий.
Член рабочей группы общественного совета брокеров и экспедиторов при Южной таможне Галина Вдовина разъяснила нам ситуацию: «Задержка грузов происходит из-за того, что с 1 февраля отдел тарифов Гостаможслужбы ввел несколько новых кодов товаров, по которым платежи по некоторым грузам, например, импортной мебельной фурнитуре и метизной группе товаров повысились в разы. В результате по всей стране «зависло» 137 деклараций на импорт — если импортеры согласятся платить по новым тарифам, то эти грузы станут для них «золотыми».