Одесса прожила, несомненно, тяжелый год. Ни на минуту не утихали в нашем городе социальные волнения, политические конфликты, город потрясали ураганы и наводнения.
Рождались и затихали новые Майданы, одесситы перекрывали дороги, боролись против чиновников и прокуроров, отстаивали побережье и свою самобытность.
Запомнится год и утраченным навсегда. 048 отобрал 5 главных, на наш взгляд, потерь, которых лишился наш город.
Потерянный маэстро
В ночь на 2 мая после продолжительной болезни умер легендарный одесский пианист, композитор, организатор музыкальных фестивалей Юрий Кузнецов.
Последние месяцы Кузнецов проходил курсы лечения, в декабре 2015 года перенес сложную операцию.
"Город больше никогда не услышит его живую музыку, его голос и не увидит его руки, творящие чудо прямо у нас на глазах… Будут слова памяти, мемориальные концерты, осталось много видео и аудио записей … Все это будет и останется с нами навсегда, но живой музыки Мастера, его точных и мудрых слов мы больше не услышим… Сейчас Юра разговаривает с Богом и играет в других мирах. А здесь он уже сказал все…" — написал о гибели Кузнецова друг музыканта Натан Гонопольский.
Кузнецов родился 11 июля 1953 года в Одессе. Принимал участие в крупнейших джазовых фестивалях в Париже, Лионе, Мюнхене, Риме, Гамбурге, Таллинне, Тбилиси, Риге, Санкт-Петербурге. Был президентом и одним из организаторов Клуба высокой музыки и Джаз-фестиваля в Одессе.
Потерянный шанс
Одесса оказалась за бортом в конкурсе по определению города, который должен был принять "Евровидение-2017".
Вслед за "Евробаскетом", на проведение которого наш город возлагал большие надежды, Одессы "пролетела" и с главным музыкальным конкурсом континента.
"Евровидение" в Одессе означало бы новые дороги, достроенные аэротерминал, новый приток туристов, а значит, мощный толчок бизнесу.
Отказ от Одессы в определении города, принимающего "Евровидение-2017", - в первую очередь это удар по имиджу города, по возможностям, которые могли бы открыться, по самим одесситам.
Потерянное доверие
Спустя два года после Революции Достоинства в Одессе разогнали мирную акцию - Антитрухановский майдан. Под стенами мэрии людей били и травили газом, сносили палатки протестного городка.
Ни президент Петр Порошенко, ни силовики не отреагировали на разгон Антитрухановского Майдана. Еще более красноречивой была реакция тогдашнего руководителя ГУ Нацполиции в Одесской области Георги Лорткипанидзе. Тот вообще назвал случившееся конфликтом патриотов, а бездействия полиции при этом просто не заметил.
В Украине и в Одессе в частности до сих пор допустим силовой разгон мирных демонстраций. А это означает, что Революция Достоинства еще не завершилась. Пока что Одесса потеряла веру в демократию.
Потерянный символ
Одесса потеряла любимое здание-памятник архитектуры -здание южного технического общества, известное как "Масонский дом" на Княжеской, 1а.
В заброшенном здании произошло обрушение в июле 2016 года. Одесситы очень остро отреагировали на эту потерю.
Сотни людей пришли под руины, чтобы проститься с любимым зданием. Многие люди плакали, некоторые кричали, обвиняя власть в умышленном уничтожении, некоторые чувствовали оцепенение, как на кладбище. Здание было для одесситов очень знаковым.
2016-й также запомнится Одессе обрушением колоннады в Аркадии, сносом дачи Докса и уничтожением старинного особняка Константина Тиля на углу Люстдорфской дороги и Костанди.
Потерянная надежда
Отставка губернатора Михеила Саакашвили стала настоящим шоком для многих одесситов. Впервые наш регион возглавил политик с мировым именем. С Саакашвили у Одессы был шанс на экономический прорыв. Одесса в мечтах уже воображала себя вторым Батуми, где бизнес открывают в течение 15 минут, без взяток и волокиты. Мы так надеялись на приход иностранных инвесторов, новое качество жизни, новые дороги.
Но Саакашвили ушел в отставку, заявив о невозможности бороться с глобальной бюрократической машиной под названием "украинские власти". Надеется ли теперь кто-то, что в обозримом будущем Одессу ожидают перемены к лучшему? Ответ слишком очевидный.