Французский писатель Мишель Бютор писал о том, что книга – «бумажный параллелепипед с печатными буквами» – не должна быть забыта хотя бы потому, что материальное, телесное узнавание нельзя заменить чисто интеллектуальным познанием. Профессиональный читатель Максим Карасев снова возвращает книгу в поле популярной культуры, и теперь это Роузли Голдберг, «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней». 

Называя его "авангардом авангарда", Голдберг пишет о том, что перформанс, «будь то племенной ритуал, средневековая мистерия о Страстях Господних, спектакль эпохи Возрождения или суаре в парижской артистической студии 1920-х, позволял художнику утвердить свое присутствие в обществе». Возможность вписать единичное тело в множество сделало перформанс одним из главных достижений искусства XX-го века и открыло новую область гражданской активности в XXI-ом. Но что этому предшествовало? 

Итальянский футуризм, советский конструктивизм, швейцарский дадаизм, французский сюрреализм, немецкий баухауз, американский концептуализм – эти школы по-разному использовали перформанс. Воплощая идею Рихарда Вагнера о “тотальном произведении искусства”, Филиппо Маринетти, Александр Родченко, Тристан Тцара, Макс Эрнст, Йоханнес Иттен, Джон Кейдж в своих произведениях соединяли несоединимое. Об их поэзии, фотографии, архитектуре, театре, живописи, архитектуре, музыке, кино, видеоарте и о многом другом поговорим на лекции.