Писать серию работ на детскую тему не было умозрительным решением Марии Мостовчук. На протяжении всего своего творчества она снова и снова обращается к теме детства. Это ее потребность, а иногда и способ отдохнуть и восстановиться от «взрослых» работ. Тут надо сказать несколько слов об этих работах, чтобы лучше понять детские.
Мария не пишет то, что видит здесь и сейчас, ее живопись не описательна. Художник черпает сюжеты, всматриваясь в себя и окружающих, анализируя события, происходящие вокруг нее. Ее «взрослое» творчество воссоздает сложный мир, образы которого замешаны на предчувствиях, боли, восторгах от встреч и религиозных переживаниях. Думаю, любой, кто зайдет в мастерскую Марии Мостовчук и увидит ее полотна, сильно удивится: как такая хрупкая девушка создает работы такой мощи и силы?
Чтобы преодолеть усталость, очистить сознание от предыдущей работы и настроиться на новую художник берется за детскую тему. Погружаясь в мир своих героев – девочек и собачек, мальчиков и улиток – она отдыхает. Меняется ее палитра: цвет, как чувство и мысль, становится светлее и ярче. Воспоминания, украинская поэзия, общение с дочкой и своей собакой Фридой создают питательную среду, где художник черпает новые идеи и энергию двигаться дальше. В этот период даже сама Мария становится другой – ее друзья имеют удовольствие пообщаться с доверчивой, открытой и смешливой Машей. Пройдет несколько дней «ребячества», и мы видим очередную честную работу, где мастерство живописца сошлись с детским восприятием мира. Мария отдохнула, прошла через очередное перевоплощение, вспомнила себя, такой, которой она была. А заодно и напомнила нам о нас самих, которыми мы были.

