Александр Бородин.
Опера в 3-х действиях с прологом.
Исполняется с одним антрактом.
Либретто Александра Бородина по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве».

Длительность спектакля с антрактом: 3 часа.

Дирижёр-постановщик – народный артист Республики МолдоваАлександру Самоилэ.
Режиссёр-постановщик – народный артист России Станислав Гаудасинский.
Художник-постановщик – Татьяна Астафьева.
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко.
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств УкраиныЛеонид Бутенко.
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталия Григор, Сергей Красных.
Концертмейстеры – Лариса Хороленко, Валентин Платов, Марина Маринич, Вероника Струк, Игорь Парада, Наталья Русиняк.

Величавые и трагические образы былинного эпоса всегда привлекали Александра Бородина. В середине 1860-х годов он задумал написать оперы «Василиса Микулишна» и «Царская невеста». Но 18 апреля 1869 года во время встречи с Владимиром Стасовым композиторский выбор Бородина был предрешен. Именно Стасов предложил обратиться к сюжету «Слова о полку Игореве», замечательного памятника древнерусской литературы, написанного в XII веке. Шестидесятые годы XIX века были отмечены ростом интереса к отечественной истории, и «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание русской общественности. Появились новые издания этого литературного памятника, переводы, научные исследования.

Неизвестный создатель «Слова» поэтично рассказывает о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против степных кочевников – половцев. Все произведение пронизано патриотизмом. С горячей любовью говорится в нем о родной земле и ее защитниках, с острой болью – о бедствиях родины, с радостью – о благополучном возвращении Игоря из плена.

Бородину, как и остальным участникам кружка композиторов «Могучая кучка», идея «Слова», его народный дух и поэтика были особенно близки. По словам Александра Порфирьевича, сюжет пришелся ему «ужасно по душе», он полностью отвечал его стремлению к широким эпическим картинам и богатырским образам, его интересу к Востоку.

С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов, доставленных ему Стасовым: летописи, исторические повести, исследования, русские эпические песни, восточные напевы, записанные у народов Средней Азии и у потомков древних половцев, живущих в Венгрии. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал под Курском, в окрестностях Путивля.
Либретто и музыка «Князя Игоря» сочинялись Бородиным одновременно. В либретто вошли даже отдельные фрагменты подлинного текста «Слова о полку Игореве», но в соответствии с особенностями оперного жанра Бородин был вынужден несколько отступить от литературного первоисточника.

В частности, выпали такие эпизоды, как битва русских с половцами и «золотое слово» великого князя Киевского Святослава. Но идею защиты родной земли и ее единства композитор ярко выразил в центральных образах оперы, и прежде всего – в образе Игоря. Еще в большей степени, чем это сделано в «Слове», в опере обойдены известные по летописям слабые стороны натуры Игоря Святославича – его легкомыслие, самонадеянность, жажда личной славы. Бородин нарисовал, по существу, новый, безупречный положительный образ полководца и правителя, в котором соединились лучшие черты всех русских князей, описанных в «Слове о полку Игореве».

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и произведение осталась неоконченным. По записям Бородина работу завершили его друзья и единомышленники Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Николай Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе, четвертое действия и половецкий марш.

Несмотря на то, что была оркестрована большая часть музыки (часть которой совсем не была записана), Римский-Корсаков настоял на том, что «Князь Игорь» – «полностью опера Александра Порфирьевича Бородина».

Премьера «Князя Игоря» прошла с большим успехом 23 октября 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Опера вошла в репертуар столичных и крупнейших провинциальных театров России, а в 1899 году была поставлена в Праге. Огромное впечатление музыка оперы произвела в 1907 году в парижском театре Гранд-опера на организованном Сергеем Дягилевым Первом Русском историческом концерте с участием Федора Шаляпина в партии князя Галицкого. С тех пор опера Александра Бородина «Князь Игорь» звучит на многих сценах мира, оставаясь одним из лучших образцов русской оперной классики. 

Премьера нынешней постановки в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета прошла 3, 5 и 9 июля 2011 года.