«Бал-маскарад» (Un ballo in maschera) – опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Эжена Скриба, написанном в свое время для Даниеля Обера, который использовал его для своей оперы «Густав III, или Бал-маскарад».

В основе произведения лежат исторические события.
Шведский король Густав III был убит на балу в 1792 году в результате заговора, в котором принимали участие представители высшей знати.

Поначалу оперу «Бал-маскарад» предполагалось поставить в Неаполе, но характер сюжета стоил больших неприятностей Верди из-за вмешательства неаполитанской цензуры. В 1858 году почти накануне премьеры произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести изменения в сюжет.

Дирекция театра, желая заставить композитора примириться с навязанным ему либретто, попыталась подвергнуть его аресту, пока он не переделает оперу или не уплатит неустойку. В ответ Верди подал в суд. Когда об этом узнали неаполитанцы, в городе поднялось такое возмущение, что король Фердинанд II велел прекратить дело и разрешить композитору выезд из Неаполя.

Однако оперу все же пришлось переделывать. Действие было перенесено из Швеции в Северную Америку, король Густав стал английским губернатором Бостона графом Ричардом Варвиком, его убийца граф Анкарстрем превратился в секретаря Ренато. Изменились некоторые мотивировки, что несколько приглушило политическое звучание произведения – на первый план выступила личная драма героев: мотивы ревности, таинственных предчувствий, борьбы между любовью и долгом. А. Сомма не счел возможным подписаться под искаженным текстом либретто. Вместо фамилии либреттиста оперы «Бал-маскарад» ставились буквы nn. Позднее окончательную доработку либретто под руководством Верди осуществил Ф. Пиаве.

Но все же в Неаполе цензурные препоны оказались непреодолимыми, и тогда Верди решил принять предложение Рима. Первая постановка оперы состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859 г.

Режиссер-постановщик – Карло Антонио Де Лючия (Италия).
Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Игорь Шаврук.
Сценография – заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина, Алессандра Полимено.
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко.
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко.