Опера «Лоэнгрин», завершившая дрезденский период творчества Рихарда Вагнера (1842 - 1848) - выдающегося немецкого композитора-романтика XIX в., занимает особое место в его наследии. В ней маэстро сделал первые шаги в формировании оперной реформы, которые воплотились в полной мере в тетралогии «Кольцо нибелунга».

«Лоэнгрин» - первая опера, в которой композитор полностью отказался от номерного построения эпизодов (традиционных арий, дуэтов и пр.), заменив их сценами сквозного развития. Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты - диалогами, а также вводит систему лейтмотивов, которые звучат как в сольных партиях, так и в оркестре. Впервые музыкант вместо большой увертюры использует короткую прелюдию.