Россия согласилась инспектировать суда "зерновой инициативы", но не все

РФ согласилась возобновить инспекции судов "зерновой инициативы", следующих в Одессу и "Черноморск", но отказалась инспектировать суда, следующие в порт "Южный".

Об этом изданию "Интерфакс-Украина" сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков

Остановка с 7 мая инспекций на прохождение в украинские порты судов в рамках "зерновой инициативы" произошла из-за позиции российской делегации в Совместном координационном центре (СКЦ); после заявлений о продолжении работы "инициативы" РФ согласилась возобновить входные инспекции только в два порта из трех, сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков.

"По состоянию на утро 19 мая стало известно, что Россия согласилась возобновить инспекции входящего флота в порты "Одесса" и "Черноморск", но отказалась инспектировать суда, следующие в порт "Южный", - сказал он в блицинтервью агентству "Интерфакс-Украина".

Васьков уточнил, что 62 судна стоят в очереди, ожидая инспектирования, и некоторые из них - уже несколько месяцев.

Он подтвердил, что после того, как 17 мая судно DSM Capella под флагом Барбадоса с 30 тыс. тонн кукурузы отправилось из порта "Черноморск" в Турцию, ни одного другого судна участника инициативы в украинских портах пока нет.

"И это результат деструктивной политики России, цель которой - ограничение работы инициативы", - подчеркнул замминистра.

По его словам, действия России в СКЦ приводят к значительному удорожанию логистики и повышению цен на ее составляющие: страхование, фрахт и тому подобное.

"Поэтому мы и видим сегодня в очереди на заход только 62 судна. Потому что с определенного момента действительно остановился фрахт дополнительных судов, потому что не было понятно, что будет. Рынку всегда нужна прогнозируемость", - отметил Васьков.

Он напомнил, что при нормальном функционировании "зерновой инициативы" Украина готова экспортировать из трех портов 6 млн тонн аграрной продукции в месяц, однако с ноября Россия находит новые поводы, чтобы ограничить экспорт и приостановить "зерновую инициативу", в результате чего с начала мая до 17 мая было экспортировано менее 1 млн тонн, а в апреле - 2,7 млн тонн.

Как подтвердил замминистра, в апреле представители РФ в СКЦ вычеркивали суда, представленные по планам украинских портовых операторов, и предлагали свой перечень судов.

"Мы, безусловно, на это не согласились. После этого тоже была остановка на несколько дней. В результате ООН и Турция предложили перейти к принципу "живой очереди" - подавать на инспекцию суда, которые физически пришли раньше. И мы с этим согласились, хотя это и не соответствует планам наших портовых операторов. Но мы согласились, потому что в конце концов это лучше, чем если инициатива вообще не будет работать, и это тоже прозрачно", - описал развитие событий представитель Украины.

Он добавил, что так работа продолжалась около недели, но потом РФ в одностороннем порядке остановила инспекцию судов, которые направлялись в порт "Южный", а позже - и в другие порты.

По его словам, как ожидается, первыми инспекцию на вход должны пройти "старые" суда, которые дольше всего ожидали в очереди. В случае ее прохождения сегодня такие суда уже послезавтра могут быть в Украине в порту.

"Как теперь будет, мы увидим. Пока что, как я говорил, инициатива не заработала. Пока что нет проведенной инспекции на вход", - сказал Васьков.

Согласно данным СКЦ на вечер 18 мая, внутри "зернового коридора" оставались только два судна, которые ожидают инспекции на выход. В целом инспекцию на вход за время действия "зерновой инициативы" с начала августа 2022 года прошли 917 судов, тогда как на выход - 950 (разница объясняется тем, что часть судов стояли с агропродукцией в портах с начала войны).

В частности, в мае на вход было проинспектировано только 11 судов по сравнению с 54 в апреле и 89 в марте. Рекордные темпы инспекции на вход были достигнуты в сентябре и октябре - соответственно 186 и 136 судов.

Что касается инспекций на выход, то с начала мая их было осуществлено 53 по сравнению с 65 в апреле и 85 в марте. Рекордные темпы инспекции на выход были зафиксированы в октябре - 194, тогда как в сентябре и ноябре-декабре прошлого года их было от 125 до 105.

В результате экспорт в мае, по данным СКЦ, снизился до 1,07 млн тонн с 2,79 млн тонн в апреле и 3,93 млн тонн в марте. Рекордный уровень был зафиксирован в октябре - 4,24 млн тонн, а суммарно он составил 30,28 млн тонн.