Официальный сайт Одесской мэрии пополнился материалом, который в лучшем случае можно назвать провокационным. В худшем – это банальная коррупционная схема, рассчитанная для удара по социально уязвимым слоям горожан.
Речь идет о повышении тарифов на маршрутные такси…
О необходимости увеличить плату с 2,5 грн до 3,5, а то и 4 грн. говорили давно. Однако, если раньше подобные месседжи от чиновников горсовета можно было считать глупостями, то сейчас эти глупости настырно пытаются материализовать.
Стоит отметить, что о реальном экономическом обосновании речь не идет вообще. Ведь на самом деле не возможно просчитать то, что находится в тени. Как известно, в одесских маршрутках не заведено выдавать пассажирам билеты, а значит, утверждать, что нынешние тарифы не покрывают расходов по содержанию автобусных парков в надлежащем состоянии – просто непозволительно.
В отличие от электротранспорта, где ведется строгий учет пассажиропотока, наличия тарифов за использование и содержание электросетей, подвижного состава, штата работников – у маршруток этого всего нет.
Перевозками пассажиров, в основном, занимаются небольшие фирмы, которые зачастую даже не имеют собственных автобусов, а используют водителей со своими «Богданами», «Иванами» и «Эталонами». Более того, как рассказывают сами водители, расходы на содержание автобусов, амортизацию и расход топлива – это их заботы, а не фирмы, от которой они работают. Автоперевозчики лишь ставят планы, а также решают вопросы, связанные с ГАИ и ситуациями на маршруте.
В пользу того, что нынешние тарифы полностью покрывают расходы на содержание транспорта и зарплаты персонала – говорит тот факт, что за существующие маршруты до недавних пор (с учетом той же цены на топливо и средней зарплатой) боролся депутат Одесского горсовета Павел Серебреник. Однако, конкурсная комиссия отказала ему в праве перевозок.
Напомним, компания Серебреника не просто хотела обслуживать некоторые из городских маршрутов, но и брала на себя обязательства по обслуживанию инвалидов. Кстати, последние организовали даже акцию протеста и приковывали себя наручниками к печальноизвестной двери в мэрию.
Выходит странно: почему одним перевозчикам настолько выгодны нынешние тарифы, что они согласны на всех льготников сразу, а другие утверждают, что не справляются со своей бухгалтерией?
Ответ очевиден и прост: непрозрачная система расчетов пассажиров с автоперевозчиками, абсолютно отсутствующая система контроля позволяет «нарисовать» экономическое обоснование полностью с потолка.