Забастовка в Одессе: кого наказали водители за дорогой бензин

Забастовка в Одессе водителей против непомерных цен на топливо заблокировала автомобильную развязку “Два столба”.

Цена на бензин марки А-95 возросла до 36 гривен за литр, а автомобильного сжиженного газа - до более чем 16 гривен. Автомобилисты обоснованно протестуют.

Почему такие цены?

Эксперты объясняют подорожание топлива тремя факторами: подорожанием нефти на мировых рынках, девальвацией гривны и спекулятивными операциями на фоне неопределенности в будущем. Но это все, так сказать, теория. На практике все выглядит еще куда хуже.

Так, цены на заправках Одессы на сегодня составили от 30,19 грн на БРСМ - до 35,49 на сетях “ОккО”, “Socar” и “WOG”. При этом, для понимания, цена на украинский бензин этой же марки на заправках “Укрнафта” составил 32 гривны ровно.

Дизель самый дешевый 29,87 на “Катрале”, самый дорогой традиционно в сетях “ОккО”, “Socar” и “WOG” - 33,49. Украинская разрекламированная соляра стоит 30,5 на “Укрнафте”.

Ну и автогаз. Цены просто “сказочные”: от 15 гривен на “Авиас” до 16,29 на “Socar”. При этом, чисто газовые сети Е-Газ, Навител, Гудвин, Ера, Рав продают газ от 15,99 до 16,15 грн./литр.

Чего добиваются люди?

Естественно, такие цены устраивают далеко не всех. На заправках высокой ценовой категории можно увидеть уже явный кризис с клиентами, тогда, как даже престижные иномарки все чаще можно увидеть на бюджетных АЗС.

С экономией денег на самом топливе, автомобилисты теряют на аккумуляции (например на топливных фильтрах), а также на динамике машины и показателях расхода топлива. Так, что здесь экономия скорее психологическая, чем финансово оправданная.

И это с одной стороны.

С другой же стороны, сегодняшняя акция протеста резко улучшила доселе негативную тенденцию на самих заправках. Чтобы выехать бастовать из-за неподъемных цен на топливо, многие специально заправились... естественно, по новым ценам. Так что и здесь без полученного результата (а никаких решений, судя по всему по итогу сегодняшней акции не будет) - удовольствие дорогое и сомнительное.

Как решить проблему?

Здесь от рядового водителя, конечно, ничего не зависит. Естественно, сейчас и без роли населения, сильно упадет спрос на топливо из-за окончания осенне-полевых работ. А спрос-то и рождает предложение. Отказываться от автомобиля в пользу проезда на маршрутке (а основная часть населения Украины не пользуется электротранспортом) экономии не даст, поскольку те же маршрутки едут на соляре.

Значит, ответ надо искать выше. Быть может, чтобы быстрее решить вопрос ценообразования на рынке топлива, в той же Одессе нужно было блокировать не “Два столба”, где в пробке жгли бензин, газ и дизель, купленный по таким высоким ценам - такие же люди, как и участники акции, а, к примеру, облгосадминистрацию. Блокирование ее на день, да и не только в Одессе, а по всем областным центрам, и райгосадминистраций по районам принесли бы куда более ощутимый эффект.

Теперь поясним. Цены на топливо в соседней Румынии (которая граничит с Одесской областью) на сегодняшний день, в переводе на американскую валюту - составляет 1 доллар. По-украински это 28,15 на сегодня. Правда, не 36 гривен?

Качество румынского бензина говорит само за себя. Использование его экономит не только моторесурс вашего автомобиля, но и позволяет проехать на процентов 20-30 дальше, чем на том топливе, которое продается у нас, в Украине. Цены на дизель и газ - также значительно ниже - 85-90 центов и 20-30 центов соответственно. И, что интересно, там нет топлива с присадками. Вы не увидите “фирменных марок”, типа “Мустанг”, “Пульс” и т.д., не увидите маркировок “евро” или “евро+”. Просто бензин, дизель, газ.

Почему мы сравнили с Румынией? Да все очень просто. Если диверсифицировать украинские рынки топлива с российско-белорусского бензина/дизеля/газа на топливо румынского и польского производства также, то конкуренция сможет не только снизить цену сейчас, но и обезопасить от спекулятивных скачков в будущем.

Естественно, на сегодняшний момент мощности НПЗ Румынии и Польши не смогут обеспечить украинский рынок, но можно хотя бы частично, с приграничных областей.

Ведь выгодно же жителям украинского Рени, а также приграничным районам Буковины и Закарпатья ездить раз в месяц и заправляться “до полного” в Румынии, а жителям приграничных районов Львовской, Волынской области в Польшу? Почему же не решить этот вопрос в масштабах страны?