Тема к обсуждению
18:00, 20 вересня 2011 р.

Заброшенная Пересыпь (ФОТО)

Тема к обсуждению

Пересыпь – это множество баз отдыха, детские оздоровительные лагеря, хорошо озелененные территории, отлаженная инфраструктура, очень чистые пляжи с теневыми навесами и штатными спасателями, детские и спортивные площадки, луна-парк, морские аттракционы, лечебные грязи, разнообразные кафе и рестораны… Это не фантастика и не футуристический взгляд в будущее. Это сегодняшняя Пересыпь.

 

То ли кино, то ли музей

Только не одесская. А коса Пересыпь – курортный райончик в Запорожской области.

Пересыпь из Одессы – нечто другое. Сегодня это депрессивная территория. Песчано-ракушечная коса между лиманами и морем, широко известная на всем постсоветском пространстве после песни «Шаланды, полные кефали» в исполнении Марка Бернеса, географически почти в центре Одессы. Чуть в сторону – и там уже туристы ходят, «за Одессу» рассказы слушают. Но проехал Пересыпский мост в направлении поселка Котовского и попадаешь… как бы это помягче выразиться… то ли в кино, то ли в музей. Если в кино, то на фильм ужасов. Если в музей, то это СССР, типичная советская промышленная зона со всем причитающимся по статусу антуражем – огромные махины заводских цехов, склады, трубы, заводские клубы…

Еще недавно - в эпоху античности где-то здесь бороздили море корабли, а по соседству располагалось греческое поселение. Теперь об этом помнит только Жевахова гора. В конце ХVIIIвека на Пересыпи интенсивно селились черноморские казаки, завоевавшие турецкую крепость Хаджибей. В начале 30-х годов ХIХ века одесский градоначальник Алексей Левшин выращивает здесь сады и рощи (ставшие целыми лесными плантациями) для укрепления ландшафта, противостояния хаджибейско-куяльницким пескам и досаждавшим городу пылевым вихрям. Но постепенно на смену садам и рощам пришли фабрики и заводы, стали обосновываться здесь тогдашние бизнесмены и началась фабрично-заводская жизнь Пересыпи. Например, уже в 40-е годы работал завод Фалька, изготовлявший паровые машины. Особенно бурно стала эта стезя развиваться с середины 60-х позапрошлого века, когда появилась в здешних местах железная дорога. Тогда и пошло, вернее, поехало. Заводы повырастали аки грибы, элеваторы, скотобойни, кожевенные мастерские, строительство домов, резкий прирост населения, местный криминалитет, конкурировавший по своей значимости с коллегами от Молдаванки. Вся улица Московская была застроена предприятиями: здесь находились заводы (сельскохозяйственного оборудования, винокуренный, кожевенный, сахарорафинадный, лесопильный, искусственных минеральных вод и др.), фабрики (макаронная, молотого кофе, паркетная, пуговичная и др.), паровые мельницы, большие зерновые склады… В советские годы заводская застройка была продолжена – количество предприятий еще увеличилось, занимаемая ими пересыпская территория еще возросла. Район развивался как промышленный центр Одессы: завод им. Октябрьской революции (ЗОР), «Большевик», РИОМ, кожгалантерейный, сахарорафинадный, лакокрасочный, нефтебазы, меховая фабрика…

Заводы построили – побережье застроили. Обычно вдоль побережья пляжи да рестораны, пальмы там всякие, развлечения, а тут заводы. Ну, а сегодня –«у нас на районе» нет ни садов, ни большей части работавших заводов, ни курортов, ни новых жилых застроек. Зато есть развалины и полуразвалины - памятники ушедших эпох, унылые картинки выбитых окон пустующих цехов, здоровенные лужи, пустыри, грязные канавы. Вдоль улицы Черноморского казачества (бывшей Московской) - главной в районе - долго и нудно простирается бывшая промышленная зона. Сегодня ворота множества этих предприятий на прочном замке либо открываются для работы только лишь «по большим праздникам». Раньше здесь на «стройках пятилеток» работало большинство пересыпских аборигенов.

Многие жилые дома ветхие, обветшалые. После постоянных затоплений из-за возвышающихся над низиной моря и лиманов, массу людей из района эвакуировали. Жутковато выглядят аварийные дома. Людей нет. Дверей нет. Окон нет. Только зияющие дыры без стекол. «Повисшие» в воздухе полуразрушенные балконы. Сохранившаяся монументальная скульптура эпохи развитого социализма местами разбита. От некоторых прежних кафешек остались только «рожки да ножки» - стены и вывеска. Малолюдные улицы. Маленькие тесные пересыпские дворики, многочисленные частные постройки. Порой – явные трущобы. Рядом могут наблюдаться мусорные горки из отходов человеческой жизнедеятельности. На Пересыпи есть настолько заброшенные места, что возникает впечатление будто бы время тут зависло, и его неведомая машина перебросила тебя… в 70-е прошлого века. Только окружающая среда какая-то потертая, потрепанная, обшарпанная. Или вообще развалины. А по соседству играющие огнями своих витрин автосалоны и магазины, недешевые авто возле суда и прокуратуры. Наглядная демонстрация контрастов между роскошью и нищетой, новыми веяниями и забытым прошлым.

 

«Наша Пересыпь, я думаю, лучше тропиков» (Бабель)

Как видим, исторически этот один из старейших районов города развивался как площадка предприятий. Возле них концентрировалось течение жизни, они давали работу, помогали с жильем, занимались культурным досугом. Но распалась империя, изменилась страна, поменялась конъюнктура. Потребительское отношение государства, прорехи законодательства… После того, как заводы остановились, корни сложившегося здесь мироустройства оказались основательно подрубленными. В «постпромышленное» время мало произошло перемен в лучшую сторону в окружающей пересыпской действительности. Депрессивная территория. Потерявшая (вместе с Лузановкой) свой официальный статус отдельного городского района. Ленина присоединили к Суворову. Пролетарская Пересыпь уже давно не Ленинский район, а составная часть Суворовского. В 90- е и нулевые главные сводки с «полей Пересыпи» посвящены затоплениям и наводнениям из-за дождя, забитой ливневой канализации, пожарам, перекрытому движению транспорта, перспективам для жителей остаться без тепла и т. п.

Нонсенс – такая огромная перспективная территория годами так плохо, нерационально используется. Представляю, сколько всего могли бы напридумывать на этих квадратных метрах практичные японцы или шведы, уже нашли бы способы раздобыть денег, разрешить правовые коллизии, разработать и реализовывать разумные реальные проекты. У нас же творческая мысль в основном сосредотачивается на смене названий. Вот улицу Московскую переименовали в Черноморского казачества. Теперь возникает вопрос: надолго ли? Недавно вот влиятельный депутат горсовета от Партии регионов Алексей Косьмин предложил переименовать ее обратно в Московскую. Он считает, что необходимо вернуть исконное название улице, которая раньше была Московским трактом.

Казалось бы, большинство предприятий уже давно не работает, Пересыпь все больше становится бывшей промзоной, техногенное давление на окружающую среду ослабло, резкое усиление хозяйственной деятельности не прогнозируется, прибрежные площади, близость к центру города, по соседству – Лузановка с пляжами, приезжающими отдыхающими… Словом, большой рекреационный потенциал, заманчивые перспективы налицо. Давно и все чаще звучат идеи превратить Пересыпь в курортный район, парковую зону, инфраструктуру развлечений, отели, деловые учреждения. Можно сделать, как минимум, не хуже, чем на запорожской Пересыпи. Однако, передвинуть куда-нибудь порт и убрать подальше предприятия мановением волшебной палочки не получается. Нужны инвесторы, большие средства и главное - желание что-то делать, менять.

Два столетия Пересыпь развивалась как преимущественно промышленный конгломерат. Но старое пересыпское лицо разрушили, а новое не построили. Сегодня явно напрашивается смена судьбы района, перезагрузка, приобретение курортно-туристического характера.

Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-1
Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-2
Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-3
Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-4
Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-5
Заброшенная Пересыпь (ФОТО), фото-6
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...