Украина уже фактически утратила лидирующие позиции на контейнерном рынке Черноморского региона.

Об этом в авторской статье в газете "Зеркало недели" пишет Нина Перстнева.

Наши порты показали спад на уровне 6,5%. По прогнозам экспертов, к концу года объемы перевалки могут просесть еще больше — до 8%. Это по самым оптимистическим прикидкам. Между тем в целом по Черноморскому региону наблюдается рост. Все страны еще в прошлом году не только восстановили, но и превысили свои докризисные объемы перевалки контейнеров. Кроме Украины. Поэтому кивать лишь на нынешнюю сложную политическую и экономическую ситуацию в стране и войну на Донбассе — не совсем правильно.

Непотопляемая коррупция и чрезмерная бюрократия по-прежнему остаются главными барьерами на пути движения товаров через наши порты. Конечно, сегодня нет кричащих поводов для транспортных бунтов, как было прежде. И все же контейнерный Майдан не помешал бы. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного в рамках ежегодного контейнерного саммита, прошедшего Одессе в середине сентября. Несмотря на задекларированные уже новой властью реформы, пробить сопротивление фискальных и контролирующих служб и сегодня непросто. Внедрять европейские практики обработки и оформления контейнеров фактически приходится с боем.

Транзит добиваем

Новая власть, как отмечали участники контейнерного рынка, поначалу показала свою заинтересованность в наведении порядка и искоренении взяток. В Одессе побывали все: и глава Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус, и председатель Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко, и первый заместитель председателя СБУ Юрий Артюхов. В августе здесь прошел форум “Борьба с коррупцией на границе” с участием бизнеса. Обещали многое. И дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Прекратились издевательства и ничем не обоснованные задержки груза в портах. Но радость длилась недолго. Гром грянул как раз за неделю до начала саммита. А именно — 5 сентября.

Утром этого дня в Администрации морских портов Украины (АМПУ) проходило расширенное совещание, где представители контейнерного бизнеса вместе с таможней и другими контролирующими службами договаривались о новых шагах по упрощению процедур оформления грузов в портах. Один из таких шагов касался работы оперативного управления по борьбе с к