Фольклор как зеркало украинской революции (анекдоты, байки, песни, фото, видео)

Большое видится на расстоянии…  Когда-то об этом времени сочинят толстый роман, снимут с десяток фильмов и напишут историю. Хочется верить, что нашим потомкам  удастся избежать такой распространенной в историографии болезни, как ложь и лицемерие. И что они будут стараться приблизиться к этому малопонятному сейчас слову – истина. Но, конечно, тем, кто захочет разобраться во всей этой революционно-мятежной суете, придется непросто. Нужно быть настоящим хирургом, чтоб аккуратненько, не задев скальпелем сути происходящего,  сдуть фальшь, снять налет заангажированности, тупого в своей наглости и наглого в своей очевидности вранья и оставить только голые факты.

Милиция в своих заявлениях опровергает сама себя, политики противоречат друг другу и здравому смыслу. В общем, кошмар! В советскую эпоху было попроще. Подобных нестыковок не наблюдалось в силу унифицированной властью  лжи. А истина прорывалась с самой неожиданной стороны – била ключом народного творчества, да все по одному месту. Малые формы фольклора, в частности пословицы, поговорки и особенно анекдоты, восстанавливали существующий тогда информационный дисбаланс, договаривая, дорисовывая то, о чем умалчивалось, тихо посмеиваясь над тем, что было очевидно, но говорить о чем было подсудно.

У современного украинского фольклора задача намного сложнее. На него тоже возложена миссия стрелять народной мудростью по политическому лицемерию. Вот только в условиях еще сохраняющегося плюрализма, народ украинский как-то подрастерялся и палит своей мудростью не прицельно, а по разным местам.

Тем не менее, свою важную миссию – смывать политическую фальшь и называть вещи своими именами – украинский  революционный фольклор выполняет.

Немного о жанрах

Реалии сегодняшнего дня существенно изменили фольклорные жанры. К уже традиционному анекдоту, байке, народной песне, театральному представлению добавились жанры нового времени – фотожабы, фейки и прочий виртуальный агитпром. А еще граффити, инсталляции, всевозможные арт-объекты.

Да и старые добрые жанры устного народного творчества сегодня нельзя считать в чистом виде устными. К примеру, всеми любимые анекдоты, которые быстрее всех рождаются в ответ на вызов времени, не просто передаются из уст в уста, а и смело шагают  по Интернету в огромных количествах.

«Верховная Рада внесла изменения в Уголовный кодекс. Теперь все статьи начинаются фразой: «Если поймают, то…».

«- Судя по тому, как ведет себя «Беркут», власть регионалов ничего не боится.

- Она боится только нелетной погоды…»

Никто не знает, кто эти анекдоты сочиняет, кто запускает в Интернет. Но распространяются они со скоростью звука. Что ни говори, прогресс…

А вот продукт новой революционной культуры, ранее в фольклористике неописанный. Потому назовем его условно абсурдным юмором. В луганском фейсбуке законодателем мод в этом жанре стал активист луганского евромайдана Алексей Бида. После пропагандистского вброса в социальные сети о подготовке штурма Луганской ОГА «гастролерами» из западной Украины, он написал на своей странице:

«Инфа СТОПРОЦЕНТНАЯ от одноклассника, работающего в таможне. В устье реки Ингул замечены сорок лодок бандеровцев. Идут на Луганск. Планируется факельное шествие с двух сторон сегодня в 22:00. Колоны буду формироваться под Эпицентрами на Юбилейном и Восточных кварталах. Эпицентр будет вооружать их лопатами, вилами. Уже сейчас в подсобках мегамаркетах смешивают коктейль Молотова и разливают по бутылкам. Будут жечь спальные районы, школы, сады. ВСЕ КАК ОДИН ВСТАНЕМ НА ЗАЩИТУ ГОРОДА ОТ КОРИЧНЕВОЙ ЧУМЫ!!! РЕПОСТ!»

Ему вторит другой луганский автор, Евгений Спирин:

«ВНИМАНИЕ. Из анонимных источников, информация 146%. Кум дяди сестры по линии приемного двоюродного деда знаком с девушкой, у которой племянник старшего брата отца работал с мужичком, который потом уехал на ферму в Алабаму. Так вот он пишет, что на фермах в Алабаме формируют отряды детей кукурузы и отправляют чартерными рейсами на Украину. В Луганске дети кукурузы будут идти на штурм в первых рядах, обмазанные кетчупом Хайнтц,  а продажные СМИ потом покажут детей в крови, и как Беркут их убивает. ВСЕМ СРОЧНО: объявим бойкот кукурузной промышленности! Не пустим захватчиков на родную землю!»

Совершенно по-новому звучит ныне и  хорошо всем знакомая притча. Житейские истории с моралью очень часто используют в своем творчестве блогеры. Вот что написала жительница Днепропетровска Светлана  Нагорная: «Хочу жить в стране "Майдан", где все чувствуют себя частью одного целого , частью одной страны, где нет "восток-запад", русскоязычный — украиноязычный, где все — украинцы , стоят друг за друга. Хочу жить в стране "Майдан", где я чувствую себя защищенной, где я в безопасности».

А это очень популярная притча, набравшая множество лайков в Интернете (извините за мат, но из песни слов не выкинешь) – «про блядську стабільність». Даю в сокращении (маленький кусочек), потому как длинная очень. Но желающие легко найдут полный текст  в Интернете:

«…Я тут про те, що останнім часом мене жахливо заїбало слово "стабільность", почті так само як і "провокатори". Ну провокатори понятно. А от "стабільность" це якесь новоутворення в організмі яке ще не оприділилось чи воно злоякісне і дальше всьо, чи доброякісне і далі будуть рости пишні кучері і рівні зуби.. До того ж про ту блядську стабільность говорять люди, які ніхєра про неї не знають. Люди, яким можуть платити, а можуть і не платити пенсії, в яких за нєхєр снєдать відберуть льготи за чорнобиль шоб купить кабміну нові кольоса. Люди, в яких нема за шо полатать черевики і купити нову торбу.

Це як в нас була сусідка тьотя Таня яку регулярно пиздив муж. І от коли їй моя мама мастила голову зеленкою і питала "Таню, ну чо ти його не виженеш, він же тебе вбє колись". А Таня отвічала: "Вєра, так зато ж усе понятно і стабільно". Оце десь так само. Тебе принижують виплатами на виховання дитини в розмірі 130 гривень. Стабільно принижують пенсією меншою ніж квартплата за задрочену двушку. Стабільно картопля скоро буде дорожча за ківі. Але ж блядь стабільность...»

Такие притчи рождает революционное время.

С песней по жизни

Ну и какой фольклор без песни. Как говорится, нам песня строить и жить помогает, а еще она помогает ломать, крушить, воевать, стрелять. В общем, «Горела шина», друзья. Хит революционного сезона зима-2014. Наши донецкие коллеги, фоторепортеры Сергей Ваганов и Игорь Ткаченко очень горды тем, что попали в видеоряд к этой песне.

Она написана в стиле украинской народной песни, со свойственными ей рефренами, мелодикой. В общем, настоящий народный гимн народного бунта.

Вообще, бунты, перестройки, революции чрезвычайно стимулируют творчество. Мариупольский автор Андрей Мурлыкин считает, что такие переломные моменты в истории всегда ставят перед человеком выбор. Сейчас выбирать приходится между кнутом и свободой: «Воля вольному рожденным, а рабам кнуты. Выбирай, кто ты».

Запорожская группа «Крапля» со свойственной ей иронией и тонким юмором посмеялась над действиями власти. Музыканты Тарас Белка и Тарас Василенко, назвавшись избирателями Виктора Януковича, сетуют на своего президента. Итак, песня «Вітя».

http://vk.com/krapkaband?w=wall-10676071_1722%2Fall

Как говорится, смех бьет точнее пули. А вот одесситы, идя вразрез своей репутации, записали совсем не шуточную песню. Известные в городе люди перепели знаменитые "Прогулки по Одессе". Автором гимна стал участник звездной команды КВН Джентельменов ОГУ им. Мечникова Всеволод Люмкис, а идея принадлежит преподавателю детской театральной школы Федору Ткачу.

Агитпром и инсталляции

Революция – время плаката. Вспомните из учебников истории, как расцвел этот жанр живописи в далеком 1917-м. Не стала исключением и новая украинская революция.

Вообще-то, коммунисты должны бы полюбить наше время, ведь его так много объединяет с их родным 1917 годом.   Народный бунт, почта, телеграф,  телефон (в современном варианте – телевизор, Интернет, мобильная связь). И тогда, и сейчас, люди выходят с лозунгами «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй». В общем, все по заветам дедушки Ленина. Странно, что нео-коммунисты еще не перешли на сторону Майдана. Но это так, к слову пришлось. Мы же сейчас говорим об агитационном плакате.

Его самые примитивные формы мы видим в Николаеве. Скандальный монопикетчик Анатолий Ильченко,  известный своими лозунгами "Янукович - казьол", "Пшонка - казьол", решил покорить столицу Украины, поехав со своими самодельными плакатами на Киевский Майдан.     

Так же нелепо выглядит и агитпром антимайдановцев.

Но это, конечно, примитив. Профессионалы работают по-другому. Луганская художница Анастасия Медяник нарисовала плакаты, посвященные Майдану и событиям в стране.

IMG_73371 - Копія

Криворожский карикатурист приложил руку к политической карикатуре.

А в Одессе состоялась целая выставка карикатур, шаржей, мелкой пластики на тему Майдана.

Интересно, а во время Октябрьской революции рисовали на стенах? Кто знает, сохранились ли какие-нибудь свидетельства уличного арта той поры? Было бы интересно сравнить подходы к «наскальной» живописи. Современные образчики, знаете ли, смело тянут на произведения искусства.

Например, знаменитый крымский граффитчик по прозвищу Шарик изобразил президентов Украины, России и Белоруссии Виктора Януковича, Владимир Путина и Александра Лукашенко, раскуривающих бонг – самодельное устройство для курения марихуаны.

шарик

Пока неизвестно, где именно сделан рисунок. Многие склоняются к мнению, что речь идет о Симферополе, ведь большинство работ Шарика сделаны именно на стенах улиц крымской столицы. Граффити очень заинтересовало силовые ведомства. Сейчас  в крымской милиции предпринимают меры по установлению места, где изображено уже ставшее популярным изображение. Как только найдут – обязательно закрасят.

А во Львове стирт-арт продемонстрировал художник Сергей Радкевич. Цикл его настенных работ называется «Упокій». Он посвящен трагическим событиям в Киеве, на ул.Грушвского. Роспись на стене знаменитой львовской «Дзиги» - «Сергій Нігоян. Вірменський мотив» - это первый портрет цикла. Как пояснил художник, «через даний розпис висловлюю особистий протест проти направленої і зумисної  агресії супроти людського тіла».

Вообще Львов славен своими инсталляциями. Естественно, что и революционная тематика нашла в них отражение. Причем новые объекты стрит-арта  - продукт коллективного творчества львовян. Например, в центре города недавно появилось дерево, на котором вывешены участники революции – как активисты Майдана, так и представители «Беркута».

А еще горожане топили своими ладонями ледяную глыбу непонимания и вражды. Символично, но малоэффективно, к сожалению.

Меіnе Wеlt1102

Своя инсталляция появилась и в Крыму. В Симферополе установили «Мечту крымчанина». Активисты движения «Евромайдан — Крым» предоставили возможность всем желающим определить, что их возмущает, что не нравится в сложившейся ситуации, что они считают лишним в Украине. Все это отправляли в ящик с надписью «Свалка». В частности, на «Свалку» участниками акции были отправлены президент Украины Виктор Янукович и его команда. Рядом разместили «Ящик пожеланий и предложений», который также предлагали заполнить присутствующим на митинге. В результате акции оба ящика оказались заполнены.

свалка 2

В завершение – немного лирики

Сегодня Интернет пестрит стишками авторства противников Евромайдана, наподобие этого: «Везде еврогеи с улыбкой нахальной славян соблазняют забавой анальной". (Творчество  луганских лириков). Или вот такое: "Бендерлоги - это скот, Удивительный народ, Им господь не дал ума, Мать дебилов родила! Разбрелись они по свету, Мозги парят в интернете, Весь убогий этот скот, Веселит честной народ. Правит ими Тягнисрак, Удивительный..."

Однако есть и немало талантливых людей. Например, это стихотворение было размещено на мариупольском сайте. К сожалению, автора найти не удалось. Но стихотворение, действительно, проникновенное.

О МИРНОМ МИРЕ

Мирные граждане в мирной столице. Мирные каски. Мирные лица.

 Мирно ведут себя. Мирно бастуют. Мирно дерутся и протестуют.

Тем, кто не мирный, нету здесь места. Мирные лозунги мирных протестов.

Мирно пинают мирные ноги Тех, кто попался под них на дороге.

 Все очень мирно, бело и пушисто. Мирные шествия мирных фашистов.

Мирные факелы. Мирный Бандера. В Киеве мира - без счета и меры.

Утром туманным и темною ночью миролюбивый Майдан мироточит.

Мирно пьет чай. Мирно требует сыра, кофе, лимонов, уборки сортиров.

Каждую пятницу с миром под вечер повода ищут для мирного вече.

 Мирные "дети" в черных террорках. Мирные цепи для мирной "разборки".

Мирная ненависть к просто прохожим, Да и к водителям ненависть тоже.

Все, кто за гранью майданного бунта - "тушки", "титушки", "банда" и "хунта".

Думал ты, "мир" - это пение скрипки, солнце, объятья, цветы и улыбки?

 Как бы не так! Мир теперь с кулачищем, дышит он злобой и ложью он свищет.

Мирный Майдан, он не сеет, не пашет -мирно поет. Мирно бьет. Мирно пляшет.

 Мирно блокирует. Ты не согласен? Значит, "титушка". Значит, опасен! ...

Мирный Майдан заелозил до дыр слово когда-то хорошее - МИР .

А так о Майдане думает одна талантливая девушка, которая записала на видео свое стихотворение и выложила его в Интернет:

Вот такая лирика.

Возможно, кому-то современный фольклор придется не по душе. Но, как говорится, нечего на зеркало пенять…

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать