Домашний персонал – это относительно новая категория работников и служащих, связанная с развитием экономики, как не парадоксально. Когда у людей появляется необходимость или деньги, чтобы содержать горничную, возникает потребность, чтобы эту горничную нанять. С одной стороны, домашний персонал – это категория сервиса, который может позволить себе далеко не каждый (если речь идет о горничных, служанках, учительницах французского для вашего ребенка, личном водителе, лакеях, привратнике и дворецком). С другой стороны, няни, приходящие медсестры, уборщицы для частных домов или больших квартир, репетиторы по предметам в школе, личный водитель, человек, который выгуливает вашу собаку или смотрит за вашими рыбками за деньги, пока вы в командировке – это тоже домашний персонал, только нанять его не так уж проблематично и дорого. Все зависит от того, какие цели и задачи вы ставите перед теми людьми, которых нанимаете. Готовить, стирать, убирать, нянчить детей, возить вашего ребенка в школу, подавать на стол или убирать ваш дом во время вашего отсутствия – все эти задачи могут быть решены при участии домашнего персонала различной степени квалификации и соответственно – за различную плату.
Вопрос о том, нужен ли вам домашний персонал, упирается не только в деньги. Некоторые вполне обеспеченные люди, однажды прибегнув к услугам домработницы или няни, понимают: лучше самим. Дело может быть как в характере несостоявшегося нанимателя, так и в неудачном опыте производственных отношений на домашней территории.
Люди, отказавшиеся от услуг приходящих помощниц и помощников, жалуются на несколько основных проблем, возникающих с их приходом. Первая – утрата чувства полного контроля над «своей территорией», которая для некоторых людей крайне важна. Второе – потеря связи со своим жилищем, возникающей во время самостоятельного наведения порядка: для некоторых это чувство является очень мощным источником энергии. Третье – страх за неприкосновенность личной информации . Четвертое – необходимость дополнительного общения и выполнения функций руководителя, которых хватает и в рабочее время. И лишь одна из пяти причин связана с жалобами на конкретного, тщательно выбранного работника (которые часто сводятся к собственному неумению построить с ним деловые отношения).
Только первое из препятствий можно считать сущностным, действительно мешающим найму домашнего персонала. В этом случае, при наличии достаточных средств, можно периродически обращаться к услугам клининговых и кейтеринговых компаний, приглашать химчистки и прачечные по вызову. А в уходе за ребенком ориентироваться на частные детские сады и нянь, предлагающих присматривать за своими подопечными на собственной территории. Остальные четыре преграды могут быть сняты путем тщательного отбора работника, определения круга его обязанностей и грамотного выстраивания взаимоотношений с ним.