Никита Михалков не перестает признаваться в любви к Одессе и поражаться местным актерам (фото)
В Одессе, на Потемкинской лестнице в самом разгаре съемка художественного фильма мэтра советского и российского кино Никиты Михалкова «Солнечный удар».
Экранизировать произведения Ивана Бунина «Окаянные дни» и «Солнечный удар» Михалков собирался давно, но только сейчас приступил к реализации своей идеи. Съемки фильма уже прошли в Москве, под Нижним Новгородом и в Швейцарии. Сейчас на очереди одесская часть. Интересно то, что для экранизации полутора исторических дня, которые отразятся в 40 минутах экранного времени, киношники потратят 30 реальных дней. Более того, в Лунном парке, сбоку от Потемкинской лестницы для декорирования описанных событий возведены капитальные строения, которые съемочная группа пообещала подарить Одессе.
Интересно посмотреть сериал Теория большого взрыва.
Вообще, следует заметить, что скрупулезность в вопросе передачи мельчайших деталей описанных Буниным окаянных дней Гражданской войны для Михалкова не пустой звук.
Хотя, общаться с журналистами режиссер вышел в рабочей куртке, с наушниками на шее, микрофоном в кармане и кружкой чая в руках, большую часть общения Никита Сергеевич посвятил важности посыла будущим поколениям, которое зашифровано в произведениях Ивана Бунина:
Фильм – это соединение казалось бы довольно несоединимых вещей: великого нашего Бунина – это «Солнечный удар» - лирическая, потрясающая, короткая, очень трепетная, чувственная история и «Окаянные дни». Казалось бы, это написано очень разными людьми. Одно – это летящая любовь. Второе – это оскорбленное чувство. Притом, что на Бунина это не похоже, потому что он никогда не был таким яростным в оценке того, что он видел. Но, тем не менее это Бунин и для нас было важно соединить воспоминания того, кто в 20-м году вынужденно покидает Россию, о той ночи, о том дне, которые он провел 13 лет назад. Вопрос таков: Кто виноват? Этот вопрос задает герой себе и всем остальным. Вывод из этого, на мой взгляд, очень справедливый – вина лежит на всех. Говорить про большевиков…, но они не с Марса прилетели, не из небытия взялись. Это была история, своими руками созданная. И очень важно сегодня, потому что сегодня мы делаем нашу жизнь, нашу историю своими руками. На мой взгляд – сегодня это очень актуально.
Вопрос заключается в том, чтобы не допустить окаянных дней. Эта картина – это желание об этом напомнить и остановиться, если движение к окаянным дням будет определенное и стремительное. Я не считаю, что сейчас окаянные дни, но предупреждение внутреннее об этом для меня очень важно.
Когда мы писали сценарий - работало большое количество людей. Это Бунин, это вокруг Бунина, это письма Бунина, произведения. Это документы, которые были написаны, но не опубликованы «Красным террором». Когда я читал эти материалы, когда погружался, мне становилось страшнее, потому что то, что происходило в Крыму, это настолько страшно, что мы отказались. Ну зачем людей пугать? Тут важней другое: попытаться рассказать и предупредить людей, а не тупо говорить, кто есть «ху». Ведь не об этом речь. Знаете, при советской власти ругали белых – красные хорошие, после советской власти ругают красных – белые хорошие… Это все бесчувственное, без внутреннего желания разобраться, что же там происходило. Дух времени должен быть не в физиологической крови и насилии, а тогда, когда люди пытаются разобраться, как это могло случиться? Ответ на этот вопрос и заключается в нашей картине.
При этом Михалков не скрывает своей радости от того, что съемки картины происходят именно в Одессе:
Бунин – это Одесса. В Крыму было крови больше. Но у нас история не о крови и не о злодействах, а попытка понять, что же произошло? Одесса – это и моя любовь. Все таки я здесь почти 40 лет назад снимал «Рабу любви» (1975) - мой второй полнометражный фильм. И у меня остались замечательные воспоминания от этого города, от этих людей. Это абсолютно отдельный мир. Он не Россия, не Украины, а абсолютно свой потрясающий мир. Мне лично этот мир очень мил, я его люблю и очень хочу верить, что это взаимно. Я вообще люблю Одессу, мне хорошо здесь.
Одесская экспедиция нашей съемочной группы снимает вторую часть фильма – оттенение любовной истории.
Кроме Одессы, съемки будут в Москве в павильоне, в бассейне, где совмещают компьютерную графику с морем, снимать будем берега. Одесская часть – эта вторая часть картины, оттенение любовной истории.
Впрочем, увековечить в своей картине Михалков пожелал не только Одессу, но и Белгород-Днестровский. В тамошнем порту будут снимать сцену отхода барж.
Сейчас же Никиту Сергеевича очень радует погода:
Эта погода мне нужна. Мы эту погоду ждали, для нас солнечный день – это катастрофа. Я, конечно понимаю, что я оскорблю чувства одесситов, которые хотят солнца, к которому привыкли. Но у нас летняя часть картины, солнечный, звенящий день - это на пароходе, на Волге, на Оке. А вот эта часть - это должна быть стальная, дымчатая, туманная в изморози и такая серая погода для контраста. Поэтому, нам именно такая погода нужна. За исключением этого проливного дождя. Поэтому мы ходим внутри грота и снимаем там (полости внутри Потемкинской лестницы), то, что можно снимать.
В восторге корифей российского кино не только от одесской погоды, но и от актеров, занятых в массовых сценах. Кроме многих актеров местных театров, здесь в съемках заняты сотни одесситов, чей типаж и внешность подошла киношникам:
Масштаб в кино, массовость мне очень нравится, интересно. Это только кажется, что это серая масса людей. Здесь подробнейший набор лиц. Если вы посмотрите на лица, которые снимаются в массовых сценах – это любое лицо можно вывести на крупный план. Это лицо того времени, это лицо определенное, из истории. Я поражен просто: 300 – 350 – 400 человек так профессионально, спокойно, при том, что, когда много народу – это уже такая себе нервная масса, которая только налево, направо. А здесь я на крупный план могу снимать любого, и он знает, что делать. Такая природная артистичность, по крайней мере, у тех, кто у меня снимается. Тут нет такой специфики, что все герои, здесь главное, чтобы герои растворились внутри. Пока что я лично получаю удовольствие от того, как работает вся команда.
Я был поражен. Снимали мы сцену регистрации. Прошли актеры и вот выходят люди из толпы. И каждый начинает складно придумывать свою историю. Мы даже не остановили камеры.
Сам режиссер всеми своими фибрами души занят съемкой. Похоже, что даже для прогулок по любимой Одессе у него нет времени:
«У меня нет свободного времени. Я вот отсюда – в гостиницу, Из гостиницы – сюда. Единственное что, мы в футбол играем. Нет времени физически. Мы отсюда идем в гостиницу и репетируем. Здесь холодно. Мы все заготовки делаем в тепле, а потом приносим их сюда».
К слову, когда выйдет на экран «Солнечный удар» так и осталось загадкой. В Одессе будут снимать до конца февраля, дальше в других местах. Но вообще съемочный процесс Михалков планирует завершить к лету:
Съемки я надеюсь закончить, если Господь управит, до конца мая. Эта картина очень большая, кропотливая, поэтому я не хотел бы торопиться с монтажом. Это четыре серии для экрана. Работа вся впереди, но я и не спешу.
Сразу разочаруем любителей блокбастеров. То что снимает Михалков в этот раз это не «12» и даже не «Сибирский цирюльник» - это сложная драма, в которой режиссер планирует не блистать спецэффектами, а назидать и попытаться повлиять на общество:
«Я надеюсь, что у меня еще есть зритель, который чувствует, что я хочу. То, что я снимаю, я делаю не потому, что это выгодно, модно или требуется начальству. Мне это кажется важным. Мне. И надеюсь, что к моему интересу присоединяется какая-то часть зрителей, какая осталась верна тому кинематографу».
фото: 048.ua