• Головна
  • Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО)
14:30, 18 лютого 2017 р.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО)

Сегодня речь пойдет о живописных окрестностях села Ильинка, Беляевского района Одесской области.

История села начинается в 1809 году, когда землями на правом берегу Куяльницкого лимана землей был наделён граф Ильинский Иосиф - Август, на этих землях впоследствии основаны слободы Ильинка и Августовка. Граф Иосиф-Август Ильинский был сыном Яна Ильинского от брака с госпожей Гижицкой (мы уже писали о семействе Гижицких – крупнейших землевладельцах на юге Украины).

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-1

Так выглядит январский Куяльник вблизи Ильинки

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-2

В 1810 году из села Великий Луг Херсонского уезда переехали 12 семейств, которые и основали  слободу Ильинка.

По архивным документам можем проследить рост народонаселения. Так, согласно документу от 24.03.1857 г. «...выставлено на продажу или в аренду принадлежащее графу тайному советнику, камергеру и кавалеру, сенатору Ивану Августовичу Ильинскому деревени Ильинка и Августовка. По ревизии 1850 г. душ мужского пола 181 при 32 дворах. Земли в имении 6529 десятин ( 7133 га)...»

По ходатайству графа Ильинского в его имении для удобства сообщения с Одесским и Ананьевским уездами в 1828 году была проложена Балтская дорога и открыта почтовая станция. Первоначально Балтская дорога являлась коммерческой, и за проезд по ней взымалась пошлина, которая шла на погашение расходов от строительства дороги. Балтская дорога в то время была важнейшим почтовым и торговым трактом, соединяющим Одессу с сельскохозяйственными районами Балты. Значение дороги несколько снизилось в 1865 году, после запуска железнодорожной ветки Одесса – Балта.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-3

Старинный мост через балку - единственное что сохранилось от стариной Балтской дороги.

В 1900 году был произведен капитальный ремонт Балтской дороги. Для ремонта закупается паровой каток весом до 15 тонн стоимостью 4600 рублей и дробилка для изготовления щебня за 600 руб. Для компенсации затрат на ремонт за проезд по Балтской дороге взималась пошлина. Например, согласно документу от декабря 1902 года « о взимании сбора за проезд по шоссе от местечка Севериновки до села Ильинка» пошлины составляли:
1. Экипаж в 3 лошади – 8 коп.
2. Экипаж в 2 лошади – 6 коп.
3. С фургонов, телег, повозок и возов с кладью – 4 коп.
4. без клади – 3 коп.
5. Скот гоном – 1 шт. – 1 коп.
6. С овец гоном – 10 шт.- 3 коп.
7. С экипажей, фургонов, телег без лошадей или привязанных – 1 коп.
8. Провоз паровых котлов, локомобилей и паровых молотилок – 1 руб.
9. Конные молотилки и приводы к ним с двумя лошадьми – 10 коп.
Балтская дорога есть и сейчас. Правда, состояние ее свидетельствует о том, что с 1900 года ею практически не занимались.

В 1830 году на заседании Общества Сельского Хозяйства был рассмотрен проект французского инженера господина Шатильона об устроении в Одессе и окрестностях артезианских фонтанов. А уже в 1831 году в Одессу прибыли машины бурения артезианских фонтанов. Для устроения в Одессе и ее окрестностях артезианских фонтанов в этом же году в Одессу прибыл французский инженер Флиш, специалист по артезианскому бурению. 21 мая 1833 года в Ильинке, рядом с Балтской дорогой начинается бурение первого артезианского фонтана. Была пробурена скважина на 91,5 метр, из которой пошла вода. Фонтан давал более 1000 ведер за 12 часов. 14 июня 1833 г. колодец был осмотрен Его Сиятельством генерал – губернатором графом Михаилом Семеновичем Воронцовым, другими почетными особами и с этого времени начинается массовое бурение артезианских фонтанов и в Одессе. Для засушливого Межлиманья артезианские фонтаны подчас были единственными источниками воды для местных поселений.

А с 1835 года начинается озеленение Балтской дороги. На него было потрачено около 1 миллиона черенков! Современным чиновникам есть с чего брать пример! И сейчас автобус, проезжая по старобалтской дороге оказывается в красивейшем зеленом коридоре

В 1888 году в Ильинке появляется Свято-Ильинский монастырь, который сохранился до наших дней и является памятником архитектуры.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-4

Так же в селе сохранились красивые аккуратные дома 19 века, которые хорошо характеризуют архитектуру того времени.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-5

Между селом и побережьем Куяльницкого лимана проходит широкая разветвленная балка, в которой встречаются многочисленные горные выработки, а в1938 году была обнаружена единственная в Европе пещера позднего палеолита. И сейчас гуляя по побережью можно найти древние кремневые орудия труда и остатки ископаемых животных.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-6

Кремневое рубило (поздний палеолит). найдено в районе Ильинки

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-7

Фрагмент зубной коронки мастодонта, найденный вблизи Ильинки

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-8

В устье балки есть колодец с питьевой водой.

Одесса incognita: тайны Ильинки (ФОТО), фото-9
Кстати, многие колодцы, расположенные в селе ведут в катакомбы.
Вот пример такого колодца:
Глубина 17 м, диаметр 1,5м, воды 3 м, вскрыт шахтой на глубине 11 м
А вот как этот колодец выглядит на поверхности:
11
И, конечно же, в катакомбах летучие мыши:
12
Красивейшие виды, которые открываются с села на лиман, уникальная природа и история этих мест уже много лет привлекают краеведов, ученых и туристов.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Одесса #Ильинка #история
Високі оцінки користувачів за Достовірність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...