Одесса закрытыми глазами: как увидеть город прикосновением (ФОТО)

Незрячая одесситка планирует создать мини-копии Оперного театра, исторического центра города, Приморского бульвара, которые помогут людям с инвалидностью по зрению осязать городское пространство

Маленький Оперный театр, с которым можно сфотографироваться. Небольшой железнодорожный вокзал, который можно обойти и рассмотреть со всех сторон, даже сверху. Миниатюрная колоннада, рядом с которой ты почувствуешь себя Гулливером. Правда, увлекательно? Еще бы! И это еще один нюанс, который придает городу туристическую привлекательность. Некие must see и must take selfie. Уличные тактильные макеты-миниатюры известных зданий уже давно стали нормой в мировых городах. Однако, миссия у этих крохотных зданий отнюдь не маленькая и в первую очередь не развлекательная. Это просто и естественно: возле достопримечательности размещается ее маленькая копия, к которой можно прикоснуться и представить себе это здание на основе своих тактильных ощущений – это элементарный способ помочь людям с инвалидностью по зрению увидеть пространство вокруг себя. Человек не может увидеть здание с помощью зрения, но может увидеть его наощупь. Например, накануне континентального чемпионата по футболу «Евро-2012» в польских городах, принимающих матчи турнира, устанавливали макеты стадионов. Самые популярные макеты в Польше – костелы и замки. Во многих городах Европы и США можно найти множество таких тактильных макетов, и они важны не только для незрячих или слабовидящих людей, но и для зрячих тоже. Такие макеты становятся своеобразны звеном, соединяющим людей, которые учатся понимать потребности и особенности друг друга.

Существуют тактильные макеты и в Украине. В Харькове решили сделать макет зданий исторического центра города. В Яремче, в парке, размешены миниатюры западноукраинских замков. В Черкассах до конца 2016-го хотят установить тактильные макеты Дворца бракосочетаний и дома братьев Цибульских – местных достопримечательностей. А во Львове 9 декабря уже установили подобную тактильную модель: маленькая бронзовая Ратуша появилась в самом сердце Львова. Информационная таблица с надписью шрифтом Брайля помогает людям с инвалидностью сориентироваться. И это только начало! Подобных макетов планируют установить все больше, и география их расположения расширяется. Правда, в Одессе подобных тактильных макетов пока нет. Но вскоре в нашем городе вполне может появиться маленький Оперный театр или же целая карта исторического центра в миниатюре. По крайней мере, над этим проектом уже работает незрячая одесситка Светлана Лира. «Одесса закрытыми глазами» – так назвала Светлана свой проект, в основе которого – установка тактильных макетов в Одессе. Зачем это нужно, как это воплотить в жизнь и что вдохновило на такую идею, Светлана Лира рассказала 048.

Зарождение идеи: первые впечатления от прикосновения к макетам

Впервые я прикоснулась к макету зданияв сентябре этого года. Мы с мужем выбирали подарки для наших друзей в сувенирном магазине. Он мне показал маленький макет Биг Бена. И для меня это была диковинка. Я знала, что Биг Бен – это часы, но раньше как-то не задумывалась, что эти часы должны где-то располагаться, и что вообще-то Биг Бен – это часовая башня. С одной стороны это такая простая вещь, а с другой – для меня пространство приобретает более конкретные очертания. А через несколько дней я попала в школу, где училась, и увидела те макеты, которые распечатывали волонтеры платформы «Мой город» – там Одесский оперный театр, колоннада, Киево-Печерская Лавра и несколько мировых достопримечательностей. И для меня посмотреть Оперный тоже было своеобразным чудом. Я не могу сказать, что это какие-то специфические эмоции. Нет. Это просто удивление. Потому что я видела Оперный только в нарисованном виде – у меня есть рельефный магнит. Но все же здание, которое можно увидеть на изображении, и здание, которое можно увидеть в объеме, – это, как мне кажется, разные вещи. К примеру, я не думала, что Оперный такой вытянутый.

С помощью макетов расширяется пространственное воображение. Например, как я себе что-то представляю? То, что я точно знаю, как выглядит, более очерченное в моем представлении, а то, что я не знаю, как выглядит, будто бы находится в сумраке. И макеты помогают этим зданиям выходить из сумрака. И, конечно же, когда видишь одно здание, то сразу же постает вопрос: а как выглядит другое здание? И почему мировые достопримечательности в сувенирных лавках есть, а одесские или вообще украинские не найти? Или, может, это в Одессе так… Сразу много вопросов возникает. А более сильные эмоции (для меня это когда я не знаю, что мне хочется делать – плакать или смеяться) ощутила, когда увидела макет Вавельского замка, Вавельского парка в Кракове (Польша). Раньше я только слышала, что такие большие макеты есть, но я их не видела, и даже не знала, что макет замка есть в этом парке. Мы гуляли там, и ребята позвали: «Светлана, иди сюда – это для тебя. Тебе понравится!». Показали мне макет, и мне захотелось, чтобы такая вещь была и у нас, в Одессе. Мне кажется, что это не просто забава для меня – чтобы я представляла, как это выглядит. Это еще и развивает интеллект, мышление. Ты начинаешь воспринимать дома не просто как прямоугольные или треугольные коробки. В школе мы с конструктора собирали более примитивные здания – не Оперный театр. Может, если бы я увидела в первом классе Оперный, то, любя возиться с конструктором, в третьем классе могла бы собрать это здание.

На пути от желания к его воплощению: макеты в Одессе

Устанавливать такие макеты – это мировая норма. В США и Европе, например, такие макеты уже давно не в новость. У нас таких нет. Как показало мое исследование, которое я провела, одесситы не против установки тактильных макетов. Что мне нравиться, так то, что большинство зрячих людей воспринимают макеты зданий как украшения для города, дополнительную памятку. Например, как радуются памятнику Бендеру в Горсаду – все с ним фоткаются. С макетами тоже так – людям нравиться фотографироваться с ними, они вызывают удивление – о, это маленькая копия того здания, возле которого я стою. Их обычно устанавливают рядышком со зданиями. Такие уличные макеты погодостойкие, металлические. Они стоят на таком себе каменном пьедестале. Он без острых углов, отшлифованный, чтобы к нему можно было безопасно подойти и не пораниться.

Мне помогает в реализации идеи Василий Тимощук, надеюсь, что и дальше будет оказывать помощь; он напишет виртуальную модель макета, и мы сначала распечатаем ее из пластика на 3-D принтере.

Стоимость уличного макета, как говорят, составляет 5-6 тысяч евро. Процедура такая: с гипса вылепливают сам макет, дальше с его помощью выливают форму, а тогда по этой форме уже выливают готовый макет. Это самый дешевый способ создания макета. Мне в Одессе рассказывали еще об одном способе: собирать модель из отдельных железных деталей. Но этот способ дороже и больше времени требует. Мне помогает в реализации идеи Василий Тимощук, надеюсь, что и дальше будет оказывать помощь; он напишет виртуальную модель макета, и мы сначала распечатаем ее из пластика на 3-D принтере. Себестоимость такой пластиковой модели составит где-то 2-3 тысячи гривен. С помощью этого пластикового макета сделают форму, после чего можно будет выливать тактильный макет. Но для начала нужно заручиться поддержкой Одесского горсовета, так как без этого ничего не получится. Говорят, уже были попытки таким проектом заинтересовать горсовет, но тогда не вышло. Я очень рада, что во Львове получилось реализовать такой проект, и теперь, приводя в пример его – свой, украинский опыт – будет проще нам в Одессе чего-то достичь.

Устанавливать макет нужно возле здания-оригинала с фронтальной стороны, так чтобы он был заметен, но никому не мешал. Для этого нужно учитывать строительные нормы, в частности расстояния между макетом и другими зданиями и МАФами, лавочками и т.п., чтобы человек мог легко пройти или проехать на коляске. Еще макеты должны быть подписаны, как шрифтом Брайля, так и плоскопечатным – обыкновенным шрифтом. Надписи должны быть сделаны на украинском и английском языках. Важно также, чтобы буквы в надписи обыкновенным шрифтом были достаточно большие и выпуклые. Зачем это нужно? Большинство незрячих людей теряют зрение не с рождения. Часто бывает, что человек или еще не знает Брайль, или же и не собирается его учить, особенно при современных технологиях, когда есть скринридеры для компьютеров, девайсы можно озвучивать. Поэтому многим кажется, что Брайль и не нужен. Поэтом для таких людей будет полезно то, что надписи будут выпуклые: можно будет потрогать и прочитать по обыкновенным буквам. Я заметила в Кракове на макете такие буквы и решила, что это действительно важная деталь.

Я идеалистка, мне хотелось бы, чтобы были созданы макеты всех известных зданий, но это невозможно, поэтому нужно отталкиваться от того, что есть визитной карточкой города. Визиткой Одессы считается Оперный театр. Думаю, стоит начать с него. Я провела небольшое исследование. Создала анкету и попросила ее заполнить. Как показал результат, 100% респондентов за то, чтобы в Одессе были такие макеты, и практически 100% опрошенных считают, что такие макеты должны располагаться в непосредственной близости к оригиналам. Что интересно, Оперный уступил исторической карте города в этом опросе. Но все же считаю, что первым нужно сделать Оперный театр – тогда событие будет более громким. Еще бы мне хотелось создать макет нашего железнодорожного вокзала: мне друзья рассказывали, что он очень красивый. Еще морской вокзал хотелось бы сделать. А еще – комплексные макеты (они мне очень нравятся). С помощью комплексных макетов можно увидеть не просто одно здание в деталях, а фрагмент какой-то местности в масштабе. Например, я бы хотела сделать макет Приморского бульвара – он бы начинался с одной стороны Тещиным мостом, а с другой – Думской площадью. Конечно же, на нем здания нужно сделать меньшими, а чем меньше модель, тем менее подробно отображены детали, но такой макет дает возможность осязать весь архитектурный ансамбль и представить его.

Деньги на реализацию проекта можно собирать на краудфандинговой платформе. К тому же, городская власть тоже должна быть заинтересована в установке макетов, так как это улучшение туристического лица Одессы. Поэтому думаю попытаться привлечь город к этому проекту. Кроме этого, можно привлечь программу равенства. Насколько это все реально – посмотрим.

Я бы хотела, чтобы к лету один макет уже был установлен в Одессе. Сначала, когда я только загорелась этой идеей, то думала, что будет прикольно установить за год 5 таких макетов. Но после того, как я углубилась в тематику и процессы, то поняла, что бюрократия не позволит столько и сразу всего сделать. Но один за полгода, думаю, вполне возможно. Больше всего времени, как мне кажется, займет написание виртуальной модели. Как показал львовский опыт, установить модель можно буквально за два дня. Виртуальная модель Оперного уже существует, но она маленькая; ее нужно увеличить и детализировать. Но, думаю, это много времени не потребует. В целом, проект будет реализовываться проект при поддержке Impact Hub Odessa.

Социализация и развитие: зачем нужен такой проект?

Этот проект нужен, прежде всего, для социализации незрячих людей, для того, чтобы повысить качество путешествий незрячих людей, это, во-первых, а во-вторых, чтобы побудить незрячих людей чаще выходить из своих домов. Разговаривая с людьми на улицах, я поняла, что многие впервые встречают на улицах такой «экспонат», как я. Такие макеты могут подвигнуть незрячего выйти на улицу, потому что ведь интересно посмотреть, как выглядит тот самый Оперный театр! Хотя бы раз да пойдет и посмотрит. Думаю, и второй, и третий раз тоже пойдет, потому что за один раз невозможно полностью постичь пространственные формы с множеством деталей. А с другой стороны, это даст возможность другим людям замечать незрячих людей, учитывать, что такие люди есть. Это даст возможность улучшить позитивный образ незрячих людей в обществе вообще и работодателей в частности. Я много слышала об таком и сама не раз стыкалась: работодатели не то чтобы не хотели брать на работу незрячих людей, а просто не понимают, что незрячие люди могут что-то делать, а не только просить что-то для себя. Плюс – возможность повысить культурный уровень среди незрячих. У нас так заведено, что много незрячих проводят время преимущественно дома. Они хорошо разбираются в литературе, многие разбираются в музыке, а другие сферы искусства, которые выходят за границы слов и звуков, практически полностью изолированы для незрячих.

А сейчас я понимаю, что не только общество ограничивает – мы сами себя ограничиваем. Например, тем, что не выходим из дому. Потому что на самом деле очень много людей готовы помочь.

Для зрячих людей этот проект тоже интересен, в частности как дополнительное украшение города. Люди смогут посмотреть, как выглядит здание сверху. Думаю, единицы могли детально рассмотреть Оперный театр сверху, с высоты полета самолета, например. Безусловно, с макетом можно сфотографироваться – это сейчас очень популярно. В моей анкете пункт «сделать с макетом селфи» пользовался успехом. С помощью таких макетов можно посмотреть, как выглядит здание со всех сторон – кто-то не может обойти его, где-то нет дороги, а с помощью макета это можно сделать.

«Кузнец своего счастья или несчастья»

Когда я была несколько младше, я говорила, что это общество меня ограничивает и т.п. А сейчас я понимаю, что не только общество ограничивает – мы сами себя ограничиваем. Например, тем, что не выходим из дому. Потому что на самом деле очень много людей готовы помочь. Я не знаю, как получится с этим макетом. Может быть, что я приду к ответственному лицу в горсовете, человек услышит о проекте, даст разрешение и будет способствовать реализации. Просто часто мы думаем, что нам не хотят помочь – я хотела бы на этом сделать акцент. Возможно, людей, которые заинтересовались макетами в Одессе до меня, не поддержали именно потому, что это пришли здоровые люди объяснять здоровым людям, что вот нужно сделать такую вещь для незрячих людей, которые есть, но где-то там. А если придет человек, заинтересованный в этом, должно быть другое восприятие. Будет ли так – не знаю. Но есть много людей, готовых помогать. Важно не сидеть сложа руки. Каждый человек – кузнец своего счастья и несчастья тоже.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать