Битва за аренду – коррупция или "пробелы" в законодательстве?

Глава аэропорта “Борисполь” Е.Дыхне не согласен с действиями АКМУ, эксперты считают ведомство бюрократичным и требуют изменений в законодательстве

В первых числах апреля 2016 г. территориальное отделение АКМУ Киевской области объявило о своем решении заблокировать процесс передачи в аренду 152,5 кв. м. площади аэропорта “Борисполь”. Причиной послужило якобы нарушение госпредприятием положений действующего законодательства. При этом, ни о каком “компромате” или “коррупции” речь не шла. Глава ГП МА “Борисполь” Евгений Дыхне выступил с заявлением, в котором опроверг формулировки АКМУ, назвав их необоснованными и такими, которые не отвечают нормам действующего законодательства. Он не только отметил общую “предвзятость” в действиях АКМУ, но и перечислил процессуальные нарушения, которые допустили в Комитете при принятии вышеупомянутого решения.

В частности, Е.Дыхне отметил отсутствие в тексте решения определения рынка, на котором зафиксировано нарушение. В решении АКМУ также не идентифицированы территориальные и товарные границы рынка, не указаны ни основные потребители, ни субъекты рынка и неверно применено законодательство об аренде госимущества. К тому же, решение содержит отказ в исследовании процедуры предоставления в аренду спорного имущества. Все перечисленное создает предпосылки для домыслов на предмет коррупции и может послужить “компроматом” для использования заинтересованными сторонами спора. В дополнение к вышеперечисленным недостаткам в выводах АКМУ, Евгений Дыхне отметил ошибочность трактовки прав ГП МА “Борисполь” как субъекта естественных монополий.

Коррупционный “дьявол” в деталях

Вопрос неверных трактовок АКМУ норм законодательства остается открытым. В частности, авторы вышеупомянутого решения Комитета утверждают, что ГП “Международный аэропорт “Борисполь” есть субъектом естественных монополий по передаче в аренду госимущества, состоящего на балансе предприятия. Что, по убеждению действующего гендиректора “Борисполя” Е.Дыхне, в корне не верно. С руководителем согласны эксперты отрасли. Они также считают, что подобные “недочеты” открывают путь коррупции и появлению необоснованного компромата. В связи с чем, глава аэропорта открыто и обоснованно “поправил” чиновников Комитета.

“Такая позиция Антимонопольного Комитета Украины является ошибочной, поскольку, согласно перечню естественных монополий, утвержденным АКМУ, “Международный аэропорт “Борисполь” действительно является субъектом естественных монополий, но только в части обеспечения взлета-посадки воздушных судов, обеспечения авиационной безопасности и обеспечения сверхнормативной стоянки воздушного судна”, - заявил Е.Дыхне. Исходя из его слов, остается только гадать – был ли в действиях Комитета злой умысел, или решение чиновников блокировать передачу в аренду помещений аэропорта стало следствием обычной юридической неграмотности. Не стоит, правда, исключать и еще одну возможность, связанную с коррупцией в ведомстве. Ведь компромат на руководство Комитета давно не новость для общественности.

Беспошлинный компромат

Резко негативную оценку прессы и специалистов совсем недавно получили действия Антимонопольного Комитета Украины по еще одному поводу. В апреле 2016 г. АКМУ фактически отказал допустить на украинский рынок хендлинга известного международного агента. Общеизвестно, что одна из крупнейших сетей магазинов беспошлинной торговли Dufry не первый год пытается пробиться на рынок Украины. По мнению экспертов, одной из причин тщетности таких попыток до сегодняшнего дня была коррупция в АКМУ. Комитет не берет во внимание ни многолетний опыт работы компании в 58 странах мира, ни годовой бюджет размером в 4 млрд. швейц. франков, ни незапятнанность ее репутации – полное отсутствие т.н. “компромата”. А ведь именно прозрачность в деятельности компании должна быть определяющим фактором в ходе конкурсов на право работать в “Борисполе”, считает глава аэропорта Е.Дыхне.

По мнению специалистов, рынок хендлинга сегодня крайне монополизирован, а возможность выхода на него новых игроков практически равна нулю. Чтобы преодолеть искусственно созданные барьеры, необходимо внести изменения в законодательство, регламентирующее вопросы открытия и деятельности компаний – операторов беспошлинной торговли. Одним из наглядных примеров недостаточно эффективной законодательной базы стала, в частности, ситуация с передачей в аренду площадей аэропорта, которую вначале апреля 2016 г. заблокировал АКМУ. Как отмечалось выше, действия АКМУ тогда возмутили главу аэропорта Е.Дыхне, который публично “откорректировал” формулировки Комитета. Еще одной преградой на пути коррупции на рынке хендлинга специалисты считают ликвидацию многочисленных бюрократических препон.

Наличие таких преград специалисты отмечают не только в подходах Антимонопольного Комитета Украины, но и таможенной службы, налоговых органов, Фонда госимущества и других структур. Лишение находящихся пока в процессе очищения от коррупции госорганов их возможностей влиять на бизнес, несомненно повлечет за собой рост заинтересованности хендлингового направления в глазах потенциальных инвесторов. Пока на их настроения существенное влияние оказывает компромат на госструктуры, публикуемый в прессе с завидным постоянством. Давление со стороны некоторых госорганов не лучшим образом сказывается и на работе главных воздушных ворот страны, о чем не раз заявлял руководитель “Борисполя” Е.Дыхне.

В 2016 г. руководство аэропорта “Борисполь” планирует выйти на прибыль, при оптимистическом сценарии - в 1 млрд. грн., при пессимистическом - в 585 млн. грн. Также в планах главы госпредприятия создать на базе “Борисполя” крупный международный транзитный узел.  

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)