Шопениана, Кармен-сюита

16 марта 2012
Пятница
Справки и заказ билетов по тел.:(048)780-15-09, (048)780-15-28.
Впечатления
( 0 оценок )
Обслуживание
( 0 оценок )

Ф. Шопен. Шопениана. Одноактный балет.

Постановка 1979 года. Продолжительность спектакля 40 минут.

Романтическая греза.

«Шопениана», вероятно, первый в истории ретро-балет. Однажды хореограф, чьим уделом стало ниспровержение канонов прошлого, сочинил спектакль, где не сумел или не захотел скрывать своего преклонения перед минувшей эпохой.

Первым из собратьев по профессии он отправился на поиски утерянной красоты и утраченного времени, и родилась изысканная хореографическая греза, которая и сейчас, много лет спустя, звучит объяснением в любви прекрасной эпохе – романтизму.

Автор «Шопенианы» Михаил Фокин (1880 – 1942) – первый хореограф дягилевской антрепризы, а еще раньше он повел борьбу с косностью и штампами в императорском балете, обрекая себя на жизнь, далекую от конформистского благоденствия.

Свою книгу воспоминаний позже Фокин так и назовет – «Против течения». Он искал новые формы и сюжеты, для каждого спектакля пытался найти неповторимое решение и хореографический язык.

Восставал против условных балетных жестов (своего рода язык глухонемых) и неизменных во всех случаях жизни балеринских пачек.

Будучи еще и музыкантом, считал, что в балет должна прийти первоклассная музыка, и работал со Стравинским и Равелем, сочинял на музыку Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Шумана, Листа, Р. Штрауса, Рахманинова.

Сотрудничал с крупнейшими художниками той эпохи – Головиным, Бенуа, Бакстом. Среди его лучших балетов «Жар-птица» и «Петрушка», «Шехеразада» и «Карнавал», «Египетские ночи» и «Арагонская хота».

Ему принадлежат пользующиеся всемирной известностью «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» Бородина и созданный специально для Анны Павловой гениальный «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

В первоначальном варианте 1906 года «Шопениана» была мало похожа на нынешнюю. Тогда Фокин использовал оркестровую сюиту Глазунова из четырех фортепианных пьес Шопена, в каждой из которых воссоздавал сюжетные сценки из польской жизни.

И только Вальс cis-moll был сочинен как дуэт двух солистов. Его танцевали Анна Павлова и Михаил Обухов, и сам Фокин так описывает их танец: «Сильфида – крылатая надежда – влетает в освещенный лунным светом романтический сад.

Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического…

Публика была очарована, и я вместе с ней. Павлова произвела на меня такое сильное впечатление, что я задумался над тем, не поставить ли целый балет в том же стиле…».

Так, вдохновленный искусством великой балерины, Фокин в 1908 году сочинил «Шопениану», как годом раньше «Умирающего лебедя».

В июне 1909 года балет, в окончательной редакции состоящий из восьми пьес Шопена, был показан в Париже.

Легендарные Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский вызвали своим искусством бурное восхищение (знаменитая афиша «Русских сезонов» Валентина Серова запечатлела Павлову именно в «Шопениане»).

Для этих гастролей балету было дано новое название, придуманное художником Александром Бенуа и отразившее стилизаторские устремления «Мира искусства».

«Сильфиды» – это несомненная отсылка к знаменитому романтическому спектаклю, попытка воскресить давно прошедшее и позабытое (напомним, что возвращение к жизни самого балета «Сильфида» произойдет много позже, лишь в 70-е годы!).

Под именем «Les Sylphides» фокинский шедевр знают и танцуют во всем мире.

Ну а в России прижилось прежнее название, и вслед за «Шопенианой» одна за другой возникают постановки других балетмейстеров: «Листиана», «Моцартиана», «Штраусиана»…

Танцевать на музыку, не предназначенную для балета, стало в ХХ веке традицией, подарившей немало истинных откровений. Перед нами же самый первый образец бессюжетного хореографического спектакля.

В «Шопениане» властвует то, что является в балете главным: неуловимо тонкое переплетение музыки и танца.

Пленительные шопеновские миниатюры и зыбкие пластические эскизы взаимосвязаны так, что нет желания выяснять, что послужило импульсом, а что откликом.

Музыка Шопена словно вызывает к жизни образы легкокрылых танцовщиц эпохи романтического балета 30-40-х годов XIX века – Мария Тальони, Фани Эльсер, Карлотты Гризи…

В хореографическом потоке, проникнутом щемящей ностальгией, возникают пластические цитаты: летящие арабески, мягкие прыжки и невесомые парения танцовщицы в руках кавалера.

И никаких виртуозных излишеств и эффектных танцевальных па.

Фокин словно накладывает на себя жесткий обет самоограничения. Доминируют благородная простота и изящество, красота групповых мизансцен, утонченность сольных фрагментов.

Удивительный балет эпохи «серебряного века», грустящий о прошлом и заглядывающий в будущее.

Балет «Шопениана» стал плодом совместного творчества русского композитора А. Глазунова и балетмейстера М. Фокина.

Своеобразный «сборник» нескольких фортепианных пьес великого Фредерика Шопена, переложенных Глазуновым для оркестрового исполнения, Фокин превратил в балет, полный романтики и лёгкости. Именно это произведение принесло Фокину настоящую славу.

В 1958 году произведение оценили зрители Большого театра. Один только незабываемый вальс, исполненный несравненной балериной Анной Павловой, запомнился навсегда.

Несмотря на различие пьес, составляющих произведение, оно смотрится как органичное и целостное творение. Хореография балета легка, романтична и возвышенна.

Танцующие в лучах заката сильфиды и юный поэт в лирическом настроении и мыслях создают ощущение гармонии и лёгкости. Они проходят через всё действие на сцене.

Не стоит пытаться искать чётко обозначенную сюжетную линию — её нет, да она и не нужна. Балет создан на настроении, на пролетающих одно за другим видениях молодого человека.

Гениально переплетаются нежная музыка Шопена и пластика танцоров. Кажется, что некоторые движения импровизируется прямо сейчас, на сцене — настолько непринуждённо танец вливается в музыку.

Однако эта лёгкость хореографии стоит тяжёлого труда самим танцорам. Насколько гениально они справляются с этой задачей, вы можете судить сами.

Хореографическая версия оперы «Кармен» великого Ж. Бизе органично соединила четыре акта оперы в балете. «Кармен-сюита» — гармоничный синтез новеллы П. Мериме и музыки Ж. Бизе.

Образ Кармен неразрывно связан с именем великой М. Плисецкой. Именно ей балет обязан своим рождением.

Несравненная балерина заразила своей любовью к Кармен и композитора Р. Щедрина, и балетмейстера из Кубы А. Алонсо.

Первый создал прекрасное переложение музыки великого Бизе, а последний — либретто и хореографию для балета.

Дебют «Кармен-сюиты» состоялся в 1974 году на сцене белорусского ГАБТа . Хореография и оригинальное либретто принадлежали В. Елизарьеву.

Роль Кармен, конечно же, исполнила М. Плисецкая. В центре всего произведения — сама Кармен с её чувствами, переживаниями и эмоциями.

Сложно было подобрать музыкальные инструменты для «Кармен-сюиты», которые должны сделать практически незаметным отсутствие человеческих голосов и сделают акцент именно на хореографичном характере музыки выдающегося композитора. Выбор остановился на струнных и ударных инструментах.

«Оперность» партитуры «Кармен» стала главным аргументом в пользу «транскрипции». Ни один инструмент по отдельности не смог бы воссоздать уникальную голосовую партию.

Перед балетным оркестром всегда стоит сложная задача — не только не потерять, но полностью воссоздать оперность партитуры. Особенно, когда мы говорим о бессмертной «Кармен» великого Ж. Бизе.

Другие события сейчас

Балет-феерия в 2-х действиях с прологом по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Спектакль
16 декабря, 19:00
Театр на Чайной

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Впечатления
0/12
Обслуживание
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать
Афиша
Показать