Турандот (итал. Turandot) — героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Турандот уже отвергла несколько женихов.

Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Турандот и отгадывает все ее загадки.

Но Турандот, усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение.

Турандот чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви.

Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец.

Наутро в траурном одеянии появляется Турандот перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена.

Калаф счастлив. Вдруг Турандот называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Турнадот признается ему в любви.

Фабулу «Турандот» К.Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет «Турандот» французский драматург Лесаж в своей комической опере «Китайская принцесса», поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729).

Лесаж использовал только центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов.

У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Турандот от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины.

Образ Турандот увлек Ф. Шиллера, который сделал обработку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте.

Шиллеровская «Турандот», поставленная М. Рейн-хардтом в Берлине с Г. Эйзольт в главной роли, дала творческий импульс

Дж. Пуччини для создания оперы «Турандот» (либретто Г.Адами, Р.Симони), ставшей его последним, неоконченным шедевром.

У Пуччини Турандот предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора. (Премьера оперы «Турандот» состоялась 25 апреля. 1926 года в Милане).