Риголетто (Rigoletto) - опера Дж. Верди в 3 действиях (4 картинах), либретто Ф. М. Пьяве по драме В. Гюго "Король забавляется". Премьера: Венеция, театр "Ла Фениче", 11 марта 1851 г.

Создание этой оперы знаменовало новый этап в творчестве композитора. В ее основе - драма В. Гюго, запрещенная к постановке.

Чтобы добиться разрешения австрийской цензуры, авторам пришлось согласиться на изменения: Франциск I, король Франции, превратился в герцога Мантуанского и соответственно были переименованы остальные персонажи.

Сила же социального обличения не уменьшилась, оттого что король был "разжалован" в герцоги. В музыкальной драматургии противопоставлены фигуры распутного, легкомысленного, живущего только ради наслаждения властителя Мантуи и обездоленного шута.

Верди рисует свои персонажей в движении, развитии. Шут Риголетто, издевавшийся над горем графа Монтероне, чью дочь обесчестил герцог, испытывает то же отчаяние, что и осмеянный им старик. Риголетто-шут превращается в страдающего отца.

Музыка Верди полна глубокого драматизма, ярко контрастна, психологически глубока. Каждый из персонажей - законченный образ, требующий от исполнителя высокого певческого и сценического мастерства.

Вокальные номера (арии) неразрывно связаны с драматическим действием и вне его меняют свой характер.

Так, создав в IV д. эффектную песенку Герцога, эту проповедь бездумного наслаждения, Верди возражал против исполнения ее вне сцены, указывая на то, что в этом случае она из изобличения Герцога превращается в его защиту.

По-новому трактованы ансамбли. Ничего подобного квартету IV д., где сталкиваются четыре различных характера, оперное искусство еще не знало.

А. Серов писал: "На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из "Риголетто"... по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы".