Лебединое озеро» – самый популярный балет классического наследия. Его театральная судьба можетсвидетельствовать обо всех существенныхэстетических и художественных переменах, которые претерпел балетный театр ХХ века. ШедеврЧайковского привлекал к себе внимание многих хореографов мира.

Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877года в Большом театре Москвы.Авторами сценария были В. Бегичев и В. Гельцер,балетмейстером-постановщиком Вацлав Рейзингер.

Композитор предложил для хореографического воплощения симфоническую музыку. Появления такой партитуры требовал балетныйтеатр конца ХIХ столетия. К этому времени усилиями, прежде всегопетербургского балетмейстера Мариуса Петипа, уже была созданаполифоническая форма балетного спектакля как симфонии. Музыка «Лебединого озера» состояла

из традиционных танцевальныхномеров. К примеру, важной для художественных и драматургическихзадач композитора оказалась форма

вальса, чьей «магической формулой» Чайковский был очарован.В музыке Чайковского – сложная и четкая музыкальнаядраматургия, которая должна быластать основой для соответствующейсценически-хореографической интерпретации.

Но Рейзингер создалсвой балет, опираясь на сценарнуюдраматургию, используя музыкулишь как мелодически-ритмическуюоснову для танцев. Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен лишними подробностями ине имел стройной логической линииразвития действия.

17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к постановке «Лебединого озера». Балетмейстер М. Петипавместе с дирижером и композитором Р. Дриго осуществили новуюоркестровку. В музыку было внесено много перестановок и купюр,в чем потом их неоднократно будутобвинять все, кто обратится к произведению композитора. Но именноэти изменения в музыкальном тексте, как ни странно, позволили создать нетленный хореографическийшедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыкальнойпартитуры балета.

Приблизив сценарный проектк музыке, Петипа пригласил балетмейстера Льва Иванова принять участие в постановке, отдав емуромантические лебединые сцены.

В их содружестве родились неоспоримые шедевры хореографии,создаваемые на основе принципов метафорического мышления.

Это лирическая проникновеннаяпеснь Одетты о женской судьбеи любви во втором акте и блестящееэнергичное pas de deux Зигфридаи Одиллии. Образ Одетты обозначил создание нового типа балетнойгероини: не блестящей, не простоизящной, а лиричной.

К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры. Следует отметить постановки А. Горского,А. Вагановой, Ю. Григоровича.

В соответствии с эстетическими,этическими и художественныминормативами эпохи, романтическаяволшебная сказка в течение ХХ векапревращалась то в бытовую драмус реалистически-психологическими историческим оправданием событий, то в философскую притчуо двойственности человеческого Я,то на психологически заостренноеповествование о чувственных фантазиях и драме героя.

При наличии разнообразныхверсий балета он и сегодня зачаровывает поэтичностью, лиризмом,мелодичностью музыки и хореографии лебединых танцевальныхсимфоний. Он ждет новых воплощений, которые принесут будущимзрителям наслаждение и радостьвстречи с Прекрасным.