РИГОЛЕТТО (Rigoletto) - опера Дж. Верди в 3 действиях (4 картинах), либретто Ф. М. Пьяве по драме В. Гюго "Король забавляется". Премьера: Венеция, театр "Ла Фениче", 11 марта 1851 г.

Создание этой оперы знаменовало новый этап в творчестве композитора. В ее основе - драма В. Гюго, запрещенная к постановке. Чтобы добиться разрешения австрийской цензуры, авторам пришлось согласиться на изменения: Франциск I, король Франции, превратился в герцога Мантуанского и соответственно были переименованы остальные персонажи. Сила же социального обличения не уменьшилась, оттого что король был "разжалован" в герцоги. В музыкальной драматургии противопоставлены фигуры распутного, легкомысленного, живущего только ради наслаждения властителя Мантуи и обездоленного шута. Верди рисует свои персонажей в движении, развитии. Шут Риголетто, издевавшийся над горем графа Монтероне, чью дочь обесчестил герцог, испытывает то же отчаяние, что и осмеянный им старик. Риголетто-шут превращается в страдающего отца.

Отвергая переделки, внесенные в либретто под давлением цензуры, Верди страстно защищал свою концепцию. Не только цензура, но и директор театра, в котором предполагалась постановка оперы, сомневался в возможности появления на сцене страдающего горбуна. "Поющий горбун? - писал Верди. - Почему же нет? Будет ли это впечатляющим? Этого я не знаю; но если этого не знаю я, то этого не знают и те, кто предложил это изменить. Я же как раз нахожу заманчивым изобразить это действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви". Если контраст внешности и внутреннего мира Трибуле у Гюго носил характер романтического противопоставления, то Верди утверждал принцип реализма, создавая новый для оперного искусства образ.

Музыка Верди полна глубокого драматизма, ярко контрастна, психологически глубока. Каждый из персонажей - законченный образ, требующий от исполнителя высокого певческого и сценического мастерства. Вокальные номера (арии) неразрывно связаны с драматическим действием и вне его меняют свой характер. Так, создав в IV д. эффектную песенку Герцога, эту проповедь бездумного наслаждения, Верди возражал против исполнения ее вне сцены, указывая на то, что в этом случае она из изобличения Герцога превращается в его защиту. По-новому трактованы ансамбли. Ничего подобного квартету IV д., где сталкиваются четыре различных характера, оперное искусство еще не знало. А. Серов писал: "На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из "Риголетто"... по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы".

С первой же постановки опера имела большой успех, возраставший от спектакля к спектаклю, вскоре появилась на сценах других итальянских театров (нередко под другими названиями - "Вискарделло", "Клара Пертская"), а затем перешагнула границы Италии. Она была поставлена в 1852 г. в Вене, затем в Пеште, Праге, Лондоне. Итальянские труппы разнесли ее славу по всему миру. В Париже "Риголетто" увидел свет рампы только в 1857 г. из-за протеста Гюго, возмущенного искажением текста своей драмы. Однако, услышав оперу, писатель был восхищен музыкой, в особенности квартетом.

В России "Риголетто" был впервые исполнен артистами Императорской итальянской оперы в Петербурге 31 января 1853 г. Цензура подозрительно отнеслась к сюжету и долго не допускала шедевр Верди на русскую сцену (спектакли итальянцев из-за высоких цен посещала преимущественно привелегированная публика). 20 октября 1859 г. состоялось первое исполнение отечественными певцами - в Москве, на сцене Большого театра, на итальянском языке. На русском языке "Риголетто" прозвучал впервые в Петербурге 6 ноября 1878 г. Позднее в главных партиях выступали И. Мельников, Б. Корсов, Л. Яковлев (Риголетто); Е. Мравина (Джильда); М. Каменская (Маддалена) и др. Опера быстро сделалась репертуарной. Среди лучших ее исполнителей - М. Баттистини, П. Хохлов, И. Тартаков, Г. Бакланов, Т. Гобби, Ал. Иванов (Риголетто); Н. Фигнер, Л. Собинов, Д. Смирнов, Э. Карузо, Дж. ди Стефано, Л. Паваротти, И. Козловский, С. Лемешев (Герцог); Л. Липковская, А. Нежданова, А. Галли-Курчи, Т. даль Монте, М. Каллас (Джильда). Неревзойденным исполнителем партии Спарафучиле остался Ф. Стравинский. Значительным явлением была постановка К. Станиславского. "Риголетто" - одно из самых популярных произведений в репертуаре музыкального театра.

Опера была экранизирована в 1946 г. (режиссер К. Голлоне, Т. Гобби - Риголетто), в 1983 г. была создана ее телевизионная версия (режиссер Ж. П. Поннель; И. Виксель - Риголетто, Л. Паваротти - Герцог, Э. Груберова - Джильда).